Лекторий "Виды школьной адаптации"

17.12.2022

Психологи и педагоги выделяют три вида адаптации: социальную, физиологическую и психологическую.

СОЦИАЛЬНАЯ

Предполагает, что ребенок должен овладеть новой социальной ролью — ролью ученика. Включает в себя следующие компоненты:

умение слушать учителя;
понимание своих обязанностей и их выполнение;
следование школьным порядкам и требованиям;
хорошие отношения с одноклассниками;
отсутствие конфликтных ситуаций;
умение самостоятельно организовать и выполнить задание.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
Предполагает, что детский организм испытывает большой стресс из-за сильных изменений, связанных с учебой. Даже небольшая нагрузка заставляет ребенка испытывать сильное напряжение. Это часто приводит к переутомлению.

К показателям физиологической адаптации относятся также:

самочувствие;
качество сна;
работоспособность;
аппетит;
различные заболевания и их обострение.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Этот вид адаптации зависит от готовности ребенка к школе: чем больше развиты психические процессы, тем успешнее она пройдет.

Оценивается по следующим параметрам:

мотивация к учебе;
готовность выполнять задания и понимать их;
уровень развития познавательных процессов;
ежедневное настроение;
способность оценивать себя и свою работу.