Деятельность педагога социального, педагога- психолога

 

Профилактика суицидального поведения

Дети – это наше будущее, а за здоровье детей, как физическое, так и психическое, отвечаем мы – взрослые. Как это ни печально, Россия занимает первое место среди суицидов и суицидального поведения детей и подростков в мире. Причем, каждый год количество суицидальных попыток возрастает на 1 – 2%.

Своевременное выявление суицидального поведения и профилактика попыток самоубийства ложится, в первую очередь на родителей и педагогов, хотя не менее важную роль в этой задаче играют психологи и психиатры.

Статистические данные

  • Около 30% людей от 14 до 24 лет имели суицидальные мысли.
  • Суицидальные попытки совершают 6% подростков-мальчиков т 10% подростки-девочки.
  • Лишь в 10% случаев суицидальное поведение подростков действительно желают «покончить счеты с жизнью», а в 90% случаев – это обратить на себя внимание.
  • У детей до 13 лет суицидальное поведение встречается редко, а начиная с 14 – 15 лет отмечается рост суицидальной активности. Пик ее приходится на подростков 16 – 19-летнего возраста.
  • Около 34% несовершеннолетних повторяют свои попытки самоубийства, причем с каждой новой возрастает вероятность смертельного исхода.
  • До 80% попыток самоубийства совершается днем или вечером – как крик о помощи и привлечении к себе внимания.
  •  Около 13% погибших детей и подростков от общей цифры умерших насильственной смертью покончили с жизнью по собственному желанию.
  • До 62% самоубийств среди подростков были совершены по причинам семейных конфликтов, страхом насилия со стороны старших, некорректным поведением учителей и конфликтами с ними, одноклассниками и друзьями, а также с равнодушием окружающих.

Диагностика

Близкое окружение (педагоги и родители, друзья и одноклассники) считают, что диагностика суицидального поведения не представляет особой сложности (уж я-то сразу замечу, что у ребенка/друга/одноклассника не все в порядке).

В действительности, все гораздо сложнее, и «упущенные» суициденты достигают своей цели только потому, что оказываются неуслышанными. Большая часть подростков, планирующих самоубийство, занимаются с психологами и педагогами, посещают врачей и работников соц. служб достаточно длительное время с целью высказаться и быть выслушанным.

Главными «инструментами» взрослых в оценке суицидального риска выступают:

  • беседа с ребенком;
  • постоянное наблюдение за подростком;
  • сторонняя информация, полученная от людей из близкого окружения;
  • психологические тесты.

В разговоре с ребенком превалируют следующие высказывания, на которые важно обратить внимание:

  • меня не любят;
    • я не нужен, я бесполезный человек;
    • я не желаю никого видеть, и тем более общаться;
    • жизнь бессмысленна;
    • прощайте (это был мой последний визит);
    • не желаю жить;
    • я умираю;
    • я не способен это выносить.

     

    Профилактика

    Профилактика суицидального поведения является непростой задачей и включает не только действия родителей и воспитателей/педагогов, но и сверстников ребенка, задумавшего самоубийство (друзья, одноклассники, товарищи по спортивной секции и прочие).

  • Следует помнить, что попытка или планы самоубийства у подростка – это, в первую очередь, крик о помощи, просьба обратить на себя внимание и желание быть услышанным. Предотвращение суицида должно включать работу людей из близкого окружения со всех сторон (педагоги и школьный психолог, семья, друзья и одноклассники).

    Рекомендации родителям

    Родители должны знать, что любое суицидальное поведение у ребенка начинается с депрессии. Поэтому предупреждение самоубийства ребенка следует начинать с профилактики и принятия мер по устранению упаднического настроения:

  • Внимательное отношение и разговоры

  • Новые дела

  • Соблюдение режима дня

  • Необходимость консультаций со специалистами (психолог, психотерапевт).

 
 
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Надо стремиться поднимать детей на ступеньку знаний так, чтобы они не чувствовали усталости, чтобы каждый шаг к знаниям был гордым взлётом, а не усталой ходьбой»             
В.А. Сухомлинский
 
Цель деятельности педагога социального, педагога- психолога:
Повышать эффективность деятельности школы посредством гармонизации психического развития личности учащихся в системе образования и воспитания с учетом принципа устойчивого развития, формировать личность с гражданской ответственностью, с высоким чувством патриотизма и национального самосознания, способную ориентироваться в современном информационном пространстве.
Основные виды деятельности педагога социального, педагога- психолога:
  • психолого-педагогическая профилактика и просвещение;
  • диагностическая работа;
  • здоровьесберегающая деятельность;
  • коррекционно–развивающая работа;
  •  работа с девиантными детьми;
  • работа с семьями учащихся;
  • психолого-педагогическое консультирование;
  • социально-психологическое обеспечение управленческих процессов;
  • профориентация;
  • методическая работа.
Мы осуществляем работу по четырем направлениям:
1. Работа с детьми:
  • циклы специальных тематических занятий;
  • проведение и участие в конкурсах;
  • беседы по профилактике вредных привычек с привлечением специалистов;
  • психологическая диагностика.
2. Работа с семьей:
  • просвещение родителей (родительские собрания с участием специалистов, беседы, консультации);
  • проведение семинаров, круглых столов;
  • индивидуальные консультации для родителей по вопросам поиска форм и методов работы с детьми, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития.
3. Работа с педагогическим коллективом:
  • постоянно действующие семинары для учителей;
  • циклы лекций для учителей;
  • участие в методических объединениях.
4. Сотрудничество:
  • УЗ Большемалешевский ФАП
  • другими учреждениями образования Столинского района;
  • ИДН Столинского района;
  • СПЦ;
Перспективы развития:
  • повышение качество воспитания и образования детей;
  • расширение спектра проводимых мероприятий;
  • повышение сотрудничества семьи и школы как одного из основополагающих факторов воспитания нравственно зрелой личности;
  • формирование нравственно-правовой культуры;
  • формирование единых педагогических требований;
  • профилактика социально-психологических нарушений в семье;
  • повышение уровня квалификации специалистов учреждения образования.
Мы всегда готовы оказать Вам помощь...