Выпускникам

О завершении 2022/2023 учебного года и проведении итоговой аттестации учащихся 11 классов

Когда и в какой форме будут сдавать экзамены выпускники 9 и 11 классов в 2022/2023 учебном году?

Список профессий после 9 класса для девушек и парней

Обучение на следственно-экспертном факультете академии МВД

Правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования

Проведение профориентационной беседы с учащимися 11 классов представителя Гродненского государственного аграрного университета.

Мифы молодёжного рынка труда

Миф 1:  Выбор престижной профессии гарантирует получение высокого дохода. 

На рынке труда в данный момент престижными считаются такие профессии, как экономист, бухгалтер, юрист, менеджер, специалист по PR.

Часто профессию выбирают исключительно по причине желания хорошо зарабатывать. Тогда как заработная плата — характеристика не профессии, а должности. Она зависит от отрасли, от региона, от размера и формы собственности предприятия, от его экономического положения. Казалось бы, профессии бухгалтера или юриста – высокооплачиваемые. Но даже если Вы найдёте работу по одной из этих профессий в большом городе, например, Санкт – Петербурге, а форма собственности организации будет государственной, то даже будучи бухгалтером или юристом, Вы будете получать только небольшую заработную плату по Единой тарифной сетке. Заработная плата зависит от места работы, а не от названия профессии.

 Миф 2:  Для того, чтобы получить работу по престижной профессии, достаточно получить диплом любого учебного заведения, где ведётся подготовка  таких специалистов.

Наличие у молодого специалиста только диплома, в котором стоит название престижной профессии, недостаточно для работодателей. Работодателей, прежде всего, интересуют полученные знания, которые Вы можете использовать в ежедневной работе, они платят за то, что сотрудники реально выполняют на своем рабочем месте, за конкретный объем и качество труда.

В качестве примера можно привести ситуацию с юристами и экономистами. Эти профессии стали востребованными и популярными 15-20 лет назад после распада СССР. 

Многие непрофильные и негосударственные вузы, стремясь удовлетворить спрос, открыли у себя соответствующие факультеты. Юристов и экономистов готовили практически везде – даже в технических вузах. Престижным предметом стал сам диплом, а не знания. Некоторые вузы, уловив тенденцию, просто продавали дипломы юристов и экономистов, не уделяя подготовке специалистов никакого внимания – они зарабатывали на продаже. Подготовка этих специалистов велась при отсутствии аудиторий, материально-технической базы, библиотек, информационного обеспечения и необходимого контингента преподавателей. В результате на рынке труда присутствует огромное количество дипломированных юристов и экономистов с крайне низким уровнем подготовки, а работодателям нужен не человек с дипломом, полученным по престижной профессии, а специалист, обладающий отличными профессиональными знаниями.

Определившись с профессией, стоит идти учиться в то учебное заведение, которое имеет большой опыт в подготовке специалистов выбранного профиля. Это учебное заведение должно иметь свою историю, безупречную репутацию, и квалифицированный преподавательский состав. Ведь не зря существуют учебные заведения, выпускников которых предпочитают работодатели – это свидетельствует о традиционно высоком качестве подготовки.

 Миф 3:  Получив престижную профессию, я добьюсь успеха в жизни.

Даже наличие диплома по престижной профессии, полученного в известном учебном заведении, а также отличных знаний, умений, навыков в выбранной профессиональной сфере не помогут Вам добиться успеха, если у Вас отсутствует интерес к самой профессии. Вы даже можете иметь способности к выбранной профессии, и у Вас сначала даже будет неплохо получаться справляться с профессиональными обязанностями. Но рано или поздно к Вам придёт осознание, что это совсем не то, чем бы Вам хотелось заниматься большую часть дня. Даже наличие высокой зарплаты, оплаченной работодателем дорогой страховки, фитнес – клуба и других бонусов никак не скрасят Вашу жизнь. Психологам известно, что без мотивации человек не в состоянии работать эффективно. У Вас появятся другие занятия, которые Вам будут по – настоящему интересны. Они будут отнимать много времени, возможно, снизится качество выполняемой работы, а также возникнут мысли о смене профессии. Конечно, огромная масса людей в силу жизненных обстоятельств и экономических причин вынуждена заниматься совсем не той работой, которая им нравится. Но если у Вас есть выбор, чем заниматься в будущем, делайте его, прежде всего руководствуясь именно интересом к содержанию профессии. Не зря самые счастливые люди – это люди, сделавшие профессией свои увлечения. Они готовы заниматься своей работой круглосуточно, потому что им нравится само содержание работы. И к тому же, им платят за это деньги!

 Миф 4:  Для того, чтобы трудоустроиться по профессии, достаточно иметь диплом  о высшем профессиональном образовании.

Хотя со времён, когда в нашей стране была плановая экономика, когда гарантии трудоустройства имели 100 % выпускников, прошло двадцать лет, многие молодые специалисты в наше время искренне недоумевают, сталкиваясь с проблемами при трудоустройстве. Действительно, в те времена сложностей с трудоустройством у молодых специалистов не существовало, так как если бы у народного хозяйства не было в них потребности, то на их обучение не стали бы тратить государственные средства. Выпускали ровно такое количество специалистов, в скольких нуждалась экономика. Теперь экономика в России стала рыночной, по рыночным законам работают и учебные заведения. Если на рынке образования есть спрос на популярные и модные направления подготовки – учебные заведения открывают их у себя и зарабатывают деньги. Также на востребованных среди молодёжи профессиях специализируются негосударственные учебные заведения. А государство в наше время, к сожалению, не гарантирует трудоустройство молодых специалистов.

Конечно, не всё так плохо - существует такое понятие, как целевой набор, делающий процесс трудоустройства некоторых выпускников учебных заведений гарантированным и безболезненным, а государство, всё – таки, пытается предпринять попытки организации содействия трудоустройству молодых специалистов. Но в целом, наличие диплома не гарантирует выпускнику трудоустройство. Исключение составляют выпускники военных училищ, а также специалисты, подготовленные в области здравоохранения, образования,  правоохранительных органов. Врачи, медсёстры, учителя, воспитатели, сотрудники правоохранительных органов без работы не останутся.

Поэтому совсем нелишним будет узнать в приёмной комиссии о том, оказывает ли учебное заведение содействие в трудоустройстве своим выпускникам, имеет ли связи с работодателями и статистику трудоустройства выпускаемых специалистов.

 Миф 5:  У меня много друзей и родственников, которые помогут мне с трудоустройством, и я с лёгкостью получу работу.

Ни для кого не является секретом, что на трудоустройство по рекомендации знакомых, друзей и родственников рассчитывает подавляющее большинство людей в нашей стране. Действительно, при поиске работы нужно использовать все возможные способы. Сложность состоит в том, что трудоустроить – то Вас трудоустроят. Вопрос в том, куда и на какую должность. Конечно, все эти вопросы уходят на второй план, ведь Вам не нужно составлять резюме, проходить собеседования, нервничать. Но если содержание деятельности Вам категорически не подходит и не нравится, то шансов проработать долгое время на такой работе у Вас нет.  А  если Вы не сможете справляться со своими профессиональными обязанностями на заданном уровне, работодатель держать Вас не станет. Ему нужны Ваши профессиональные навыки, которые будут приносить ему прибыль. Исключение составляют лишь семейные предприятия, где у родственников просто не остаётся другого выбора. Поэтому при трудоустройстве по знакомству подумайте, подходит ли Вам эта работа и нужна ли она Вам.

 Миф 6:  Представители рабочих профессий работают в неприемлемых условиях труда.

В представлении многих молодых людей типичный представитель рабочей профессии – это человек в страшной спецовке с масляными пятнами у станка, которому скоро исполнится 100 лет, с гаечным ключом в руках. Но времена меняются, меняются и условия труда.  В городах с высоким уровнем развития промышленности,  таких проблем у рабочих  гораздо меньше.

К сожалению, незнание динамики развития профессий в связи с техническим про­грессом приводит к ошибочному представлению об условиях труда. Нередко под старым названием профессии скрыт со­вершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

 Миф 7:  Быть рабочим – непрестижно.

Престиж – это социально закрепленное уважение к индивиду или группе, основанное на их статусе. Для большинства молодых людей в понятие «престижная профессия» входят такие факторы, как доходность профессии и возможность профессионального роста.

Современный рынок труда предлагает представителям любых профессий, возможность развития и профессионального роста. При этом уровень заработной платы у грамотного специалиста, интересующегося своей профессией и повышающего свои профессиональные навыки, растёт. Это в полной мере относится и к рабочим профессиям. Практически на любом предприятии можно вырасти до руководящего работника, начиная с самой простой должности.   Производственные предприятия крайне заинтересованы в росте именно своих работников, так как они в полной мере владеют тонкостями всего цикла производственного процесса. Главное – иметь интерес к профессии и развиваться в ней, тогда Вы станете уважаемым высококвалифицированным хорошо оплачиваемым специалистом. Рынок образования и труда сейчас предоставляет широкие возможности выбора рабочих   профессий из различных производственных областей – от пищевых производств до металлургии при минимальной конкуренции в процессе получения образования и трудоустройства.

Таким образом, ключевой особенностью молодых людей, которые ус­пешно строят свою карьеру, являются собственная активность, энтузиазм, желание учиться и развиваться в процессе трудовой деятельности, интерес в первую очередь к самой работе (предмету труда), и лишь во вторую — к заработку.

Мифы в области молодёжного рынка труда, как, впрочем, и в любой другой области, возникают из – за недостаточной информированности. 

свернуть

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ГОРОСКОП

Знак

Зодиака

Профессионально

важные качества

Сферы профес.

деятельности

Конкретные профессии с наибольшим

успехом

для мужчин

для женщин

1

2

3

4

5

Овен     21.3-20.4

самостоятельность

оценок,

сила убеждений,

активность, энергичность,

быстрота реакции,

организаторские

способности,

смелость, настойчивость,

целеустремленность

наука, политика,

искусство,

медицина,

военное дело,

авиация,

космонавтика.

педагогика,

сельское

хозяйство

учитель,

актер,

фермер,

журналист,

врач,

ювелир,

механик

дизайнер,

парикмахер,

журналист, стюардесса,

специалист по ЭВМ

Телец    21.4- 20.5

объективность, наблюдательность,

ловкость, «золотые руки», самообладание,

терпение, упорство,

практичность,

пунктуальность

прикладная

наука, искусство,

ремесло,

журналистика,

спорт,

садоводство

музыкант,

журналист,

спортсмен.

инженер,

садовник,

электрик,

слесарь,

столяр

телефонист,

фармацевт,

психолог,

сотрудник социального обеспечения

Близнецы      21.5- 21.6

творческие способности,

широта мышления,

любознательность.

богатая фантазия,

красноречие, критичность,

быстрота реакции,

тонкий вкус, деловитость,

общительность,

любовь к путешествиям,

экспериментам

наука,

техника

(атомная,

авиационная,

космическая,

электронная),

искусство,

филология,

спорт

инженер,

летчик,

писатель,

музыкант,

спортсмен,

переводчик,

водитель

дизайнер,

спортсмен,

специалист по декоративной косметике

Скорпион        24.10 22.11

стратегическое

мышление,

реалистичность,

любознательность,

работоспособность, умение собирать и

оценивать информацию,

интерес к тайнам жизни,

справедливость,

ответственность,

умение ладить с людьми

философия,

филология,

физика,

химия.

сельское

хозяйство,

искусство,

банковское дело,

педагогика,

медицина

специалист по

ЭВМ,

криминалист, прокурор,

политолог

фермер,

механик,

токарь,

слесарь,

менеджер

учитель,

воспитатель,

социолог,

юрист,

врач,

психолог,

телефонистка,

переводчик,

библиотекарь,

банкир

 

 

 

 

 

Стрелец      23.11- 21.12

творческое начало,

 Богатая фантазия,

ловкость, целеустремленность работоспособность, склонность к риску,

уверенность в себе, оптимизм, организаторские

способности, стремление

искусство,

право,

медицина,

филология,

авиация,

геология

врач,

 криминалист, детектив,

дирижер,

 дизайнер,

 переводчик,

менеджер, летчик

секретарь,

 балерина,

музыкант,

цветовод,

медсестра,

 геолог

Козерог    22.12 -20.1

объективность,

изобретательность,

увлеченность,

реалистичность,

работоспособность честолюбие,

самостоятельность,

наука, торговля,

дипломатия,

строительств,

архитектура,

горное дело,

сельское

хозяйство, философия

юрист,

столяр,

дизайнер,

священник,

архитектор,

дипломат

швея,

физик,

археолог,

маклер,

фермер

Водолей   21.1- 19.2

любознательность,

изобретательность

критичность, мудрость,

находчивость, трудолюбие, терпимость,

ответственность,

независимость, общительность

наука,

техника,

искусство,

филология,

педагогика

химик,

физик,

биолог,

инженер,

механик,

шпатель,

фотограф

учитель,

воспитатель,

переводчик,

ювелир

Рыбы 20.2 – 20.3

стремление к  гармонии, любознательность,

потребность в информации, интуиция,

музыкальные способности, впечатлительность, основательность, выносливость,

отзывчивость, терпимость

наука, литература, искусство,

техника,

банковское дело.

педагогика,

спорт

специалист по информатике,

бухгалтер,

ревизор,

часовщик,

гравер, детектив,

учитель,

электрик, столяр,

писатель, монтер

воспитатель,

 медсестра,

 врач,

музыкант,

актриса,

 психолог

Рак    21.6 -  22.7

развитая интуиция,

богатая фантазия,

творческое начало,

аналитические способности, осторожность в

действиях, чувствительность, великодушие,

заботливость,

стремление накапливать

информацию

техника,

бизнес,

медицина,

искусство,

цветоводство,

поварское

искусство,

банковское

дело

банковский

служащий,

менеджер,

бухгалтер,

психолог, пилот,

режиссер,

музыкант, поэт

банковская

служащая,

медсестра,

врач,

фармацевт.

психолог,

повар,

кондитер,

цветовод

 

 

 

 

 

Лев    23.7-23.8

творческие способности,

красноречие, способность все систематизировать, работоспособность, уверенность в себе, предприимчивость, честолюбие, стремление

руководить, вести за

собой

промышленность,

медицина, торговля,

военное дело,

искусство, спорт,

информатика.

вычислительная техника,

реклама, педагогика

музыкант,

журналист,

переводчик,

дизайнер,

спортсмен,

бизнесмен,

менеджер

воспитатель,

социолог,

 работник социального

обеспечения,

рекламный

агент

Дева  24.8-23.9

рассудительность,

аналитические способности, ответственность.

пунктуальность,

организаторские способности.

бережливость

торговля,

банковское

дело,

педагогика,

медицина

строительство,

искусство

инженер,

социолог,

психолог,

строитель,

дизайнер, ювелир,

врач

врач,

дизайнер,

воспитатель, продавец

Весы   24.9 -  23.10

абстрактное мышление,

математические способности,

дипломатичность, обаяние, элегантность, общительность.

гибкость и способность

приспосабливаться,

умение настоять на

своем

искусство,

право

археология,

экономика.

наука,

ремесло,

вычислительная

техника

физик,

математик,

экономист.

актер

художник,

слесарь,

столяр,

механик,

специалист

по ЭВМ

ювелир,

архитектор,

садовод,

цветовод,

стюардесса,

работник

социального

обеспечения

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Рекомендации психолога

 

Рекомендации психолога по подготовке к экзаменам

Уважаемый выпускник! Любой экзамен: будь то выпускной или вступительный представляет собой стрессовую ситуацию для того, кто его сдает. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма. Подготовка к экзаменам сопровождается высокими эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками.

Напряжение нарастает из-за:

  • высокой личной значимости будущего поступления в учреждение высшего образования – обучение в учреждении высшего образования связывается с выбором жизненного пути, построением карьеры, личным успехом и т.п.;
  • возникшей угрозы снижения самоценности – в случае неудачи на экзамене появляется или усиливается негативная установка «Я плохой», «Я глупый», «Я неудачница» и т.п.;
  • неопределенности конечного результата – даже при достаточной усердной и добросовестной подготовке существует некоторая вероятность не пройти испытания;
  • необходимости повторения, а нередко и освоения, большого объема информации – выпускные экзамены требуют достаточно глубоких знаний практически каждого учебного предмета за весь период обучения в школе;
  • дефицита времени – недостаток времени возникает из-за необходимости готовиться к выпускным и вступительным экзаменам в очень сжатые сроки;
  • постоянного накопления эмоционального напряжения – эмоциональное напряжение, сохраняющееся после сдачи очередного экзамена, усиливает напряженность перед последующим, что приводит к утомлению, появлению чувства опустошенности и беспомощности;
  • высокой ответственности перед педагогами, а также родителями, ближайшими родственниками и друзьями – каждый педагог связывает с выпускным классом определенные ожидания. У большинства родителей также появляются дополнительные ожидания по отношению к детям, их карьере, будущему жизненному успеху и т.п. Многие из них вспоминают собственный успех или неудачу на выпускных экзаменах, собственный опыт карьерного роста.

 

 

 

 

 

Подготовка к экзаменам

(советы выпускникам)

Как же научиться, психологически правильно, готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами.

  1. Заблаговременно ознакомьтесь с правилами и процедурой экзамена – это снимет эффект неожиданности на экзамене.
  2. Помните, что чем раньше Вы начнете подготовку к экзаменам, тем лучше. Важно продумать порядок подготовки, составить план, в котором постараться определить объем материала для ежедневных занятий, с учетом имеющегося на подготовку к экзамену времени.
  3. Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
  4. Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует подготовить свое рабочее место. Надо продумать все, чтобы заниматься было удобно, чтобы ничего не отвлекало от занятий, чтобы все необходимое для подготовки к экзамену было под рукой: учебники, пособия, тетради или бумага для записей и другое. Психологи, изучающие влияние цвета на человека, рекомендуют ввести в интерьер цветовые «пятна»: желтые, оранжевые, фиолетовые, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
  5. При планировании ежедневных занятий целесообразно учесть ваши индивидуальные особенности, определить, кто вы – «сова» или «жаворонок». В зависимости от этого максимально загрузить утренние или вечерние часы.
  6. Составляя план на каждый день подготовки, лучше четко определять, какие разделы предмета вы будете именно сегодня изучать.
  7. Определите для себя, как целесообразнее в процессе подготовки распределить изучение сложного или хорошо знакомого материала. Проявляйте в этом вопросе гибкость в зависимости от вашей работоспособности в день подготовки.
  8. Лучше всего запоминается информация, которая пропускается через три системы восприятия: визуальную, аудиальную и моторно-чувственную. Поэтому важно при заучивании каких-либо определений, дат, формул представлять их себе образно, а также запоминать на слух и записывать. В конце каждого дня подготовки к экзамену, следует проверить, как вы усвоили материал. Полезно повторять материал по предложенным экзаменационным вопросам.
  9. При подготовке к экзаменам полезно структурировать материал при помощи составления планов ответа на вопросы, схем, сравнительным таблиц, причем обязательно это делать не в уме, а фиксировать на бумаге. Когда вы записываете план ответа на вопрос, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, то есть, делаете то же самое, что надо будет делать на экзамене. Планы практически полезны еще и потому, что удобно использовать при повторении материала.
  10. Никогда не надо стараться выучить весь материал наизусть. Важно понять материал, поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях и понятиях. Старайтесь перефразировать основные мысли изучаемых текстов, переводя их с книжного языка на язык собственных мыслей. Этим будет достигаться более глубокое понимание и запоминание материала, исключающее бездумное зазубривание.
  11. Перед устными экзаменами ответы на наиболее трудные для вас вопросы хорошо бы проговаривать вслух стоя перед зеркалом, обращая внимание на мимику, жесты, позу. Психологи установили, что чем больше различия в состоянии человека в тот момент, когда он готовится к экзамену (получает информацию) и сдает экзамен (воспроизводит информацию), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Когда вы рассказываете материал при ответе, вы сближаете эти два состояния. Полезно рассказывать ответы на экзаменационные вопросы кому-либо (родителям, друзьям, одноклассникам).
  12. Научитесь хорошо выполнять практические задания. Учитесь объяснять, как вы их выполняли, каким был ход ваших рассуждений.
  13. Обязательно посетите консультацию к экзамену, приходите на нее, солидно поработав дома и с заготовленными конкретными вопросами.

 

 

Накануне экзамена

  1. Оставьте один день перед экзаменом на повторение материала, а перед устным экзаменом – время на то, чтобы пересказать ответы на вопросы кому-нибудь или самому себе.
  2. Не следует повторять билеты по порядку. Проведите повторение материала в виде ролевой игры: проиграйте ситуацию экзамена с вытягиванием билетов и ответа на них.
  3. Во время этой ролевой игры, осуществляйте подготовку к ответу: запишите план ответа на вопрос, используйте другие формы записи ответа на вопрос (планы-тезисы, тезисы, таблицы, схемы).
  4. Откажитесь от вечерних занятий, совершите прогулку и рано ложитесь спать. Ночной сон должен быть не менее 9 часов для полноценного отдыха и обновления сил.
  5. Воздержитесь от приема успокоительных средств и медикаментов — они тормозят мозговую деятельность и мешают сконцентрироваться.
  6. В день сдачи экзамена важно хорошо позавтракать, аперед самим экзаменом можно съесть пару долек шоколада — это поможет сконцентрироваться на задании. А еще шоколад является отличным антидепрессантом: он и вкусный, и полезный, и со стрессом помогает справиться. 
  7. На экзамен нужно взять бутылочку простой питьевой или минеральной воды. Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия и натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Лучше воздержаться от употребления сладкой газированной воды, они лишь временно утоляют жажду. Немаловажным является выбор одежды для экзамена, она не должна стеснять движений, узкая и облегающая будет создавать неудобства и не позволит сосредоточиться на задании.
  8. Перед выходом из дома проверьте все ли необходимое для экзамена вы взяли с собой (ручки, простые карандаши, ластик, линейку, циркуль), для повторения перед экзаменом можно взять учебные материалы.

 

 

 

 

 

На экзамене

  1. Не пожалейте двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомните о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подышите, успокойтесь. Вот и хорошо!
  2. Начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем немного, но для вас легче.
  3. Прочитайте внимательно вопрос. Спешка не должна приводить к тому, что вы стараетесь понять условия задания «по первым словам» и достраиваете концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  4. Напишите примерный план ответа на отдельном листе бумаги. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы немного успокоитесь, голова начнет работать более ясно и четко, ваша энергия теперь может быть направлена на ответ.
  5. Если задача оказалась сложнее, чем вы думали, переходите к следующей. Решив ее, можно вернуться к первой.
  6. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
  7. Вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки, если почерк четкий и понятный.
  8. Следите по часам за временем, отведенным вами на каждый пункт. 
  9. Если остается лишнее время, не торопитесь вставать. На письменном экзамене потратьте время на проверку своей работы. На устном экзамене послушайте, о чем спрашивает преподаватель ваших одноклассников, вопросы могут повторяться.

 

 

 

 

 

свернуть