Литературный фестиваль к 75-летию Г.В. Марчука
«Георгій Марчук – ураджэнец Століншчыны»
«Георгій Марчук – ураджэнец Століншчыны»
Внеклассное мероприятие
«В исторической памяти сила и единство белорусского народа»
8 «Б» класс
Цели:
1.Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей к прошлому белорусского народа.
2.Сохранение и развитие гордости за своих предков, сопричастных к процветанию будущих поколений и своего Отечества.
Оборудование: карта Беларуси, книги по истории Беларуси, плакаты (фотографии) с изображением Беларуси и Лепеля, семейные фотографии.
Ход урока
Приветственное слово учителя
Актуализация опорных знаний учащихся
На доске табличка со словом Беларусь.
- Ребята, давайте вспомним всё, что знаем о Беларуси (государство, в центре Европы, столица Минск и т.д.).
Работа с картой (показать город Минск, город Лепель, 6 областей Беларуси, границы Беларуси).
- Какая наука помогает лучше узнать о Беларуси? (история).
- Для чего человеку нужно знать историю своей страны?
Раскрытие темы урока
- История – это наука о прошлом. Что же такое память? Память – это способность человека сохранить, передать, воспроизвести какой – либо материал. В теме нашего урока звучат слова: «историческая память». Попробуем вместе разобраться, что это такое.
Историческая память – это то, что важно нам сегодня знать о прошлом, сохранить и передать эти знания будущим поколениям. Подумайте, что вы уже знаете из истории Беларуси 6 класса (верования белорусов, праздники, обычаи, названия первых городов и т.д.). Историческая память – то, что объединяет всех нас, белорусов, и отличает от других этносов.
- Ребята, давайте попробуем вместе составить рассказ о Беларуси. Из предложенных слов составим предложения, которые будут взаимосвязаны с собой (история, Родина, знать, долг, синеокая, единственная, предки, традиции, Лепель).
- Ваши знания необходимы не только вам, но и будущим вашим детям. Знание – это сила. С точки зрения физики, которую вы начнете изучать в этом году, сила – это физическая векторная величина, являющаяся мерой воздействия на данное тело со стороны других тел или полей.
- В чем же сила нашего народа и государства? Вспомним.
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, а 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Она шла 4 года. Об этой войне мы знаем из книг, учебников и фильмов. Но живут на свете ещё люди, которые преподали этот урок всему человечеству - ветераны. Мы одержали Победу – это и есть наша сила!
Презентация «Великая Отечественная война».
22 июня 1941 года – День Памяти и Скорби. Вероломное нападение фашисткой Германии на СССР.
9 мая 1945 года - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Знать и помнить – это сила!
- Что же такое единство? Единство – это целостность и неразделенность. Единство белорусского народа – это история о человечности. Белорусам важно осознавать себя как единое целое. Понятие народ можно сравнить с семьёй. А в семье нет места безразличию. Поэтому народное единство – это история о любви и уважении, доверии и вежливости, открытости и честности, понимании и поддержке.
Семейная фотовыставка (презентации учащихся).
Преодолеть все невзгоды наши деды и прадеды смогли благодаря сплоченности и единству. В годы Великой Отечественной войны на фронтах сражались более 1,3 миллиона белорусов и уроженцев Беларуси. Наши прадеды и представители других национальностей смогли отвоевать Родину у фашистских захватчиков. Все вместе, единой силой они одержали победу, подарили мир людям, подарили мир нам, новым поколениям.
- Кто из вас вспомнит, каким годом был объявлен 2021 год? (Год народного единства).
17 сентября - День народного единства, новый государственный праздник. Учреждение этого праздника стало восстановлением исторической справедливости.
2022 год объявлен Годом исторической памяти. Народ без исторической памяти быстро исчезает, разрушает свои святыни, уничтожает свою культуру и традиции, предаёт память своих предков. Мы должны знать и помнить смыслы и ценности Победы, ценить подвиги и достижения предков, ценить настоящее и будущее.
Рефлексия
- Я горжусь, что …
- Кто помнит свою историю, тот …
- Могу сказать, что …
- Если бы я мог …
- В единстве …
Сбор пазла «Беларусь».
Подведение итогов
Любите своё Отечество и малую Родину, как любили её солдаты войны 1941 – 1945гг! И надеюсь, что свою любовь вам не придётся доказывать на поле боя. Но вы можете свою любовь доказать хорошей учёбой, знаниями, добросовестным трудом, примерным поведением. Может, вы станете хорошими учителями, врачами или учёными и прославите нашу Беларусь новациями или великими открытиями. Ведь это тоже любовь к своей Родине. Если будет Память о своей истории, то всё остальное обязательно будет. С Днем знаний вас! Успешной учёбы!
Источники:
2.Памяць: Лепел. р-н: Гіст.-дак. Хронікі гарадоў і р-наў Беларусі/ Укл. В.Я. Ланікіна, А.У. Стэльмах: Рэдкал.: В.Я.Ланікіна і інш.; Маст. Э.Э. Жакевіч. – Мн.: Беларусь, 1999.- 640с.: іл.
Классный час
Единство народа – в исторической памяти
Цель: развитие у учащихся чувства любви к своей Родине, интереса и уважения к историческому прошлому белорусского народа.
Оборудование: карточки на доску для создания кластера «Историческая память» (Беларусь, история, предки, культура, вера, традиции, герои, ценности, праздники, Победа); постеры к государственным праздникам, мультиборт, видеоролик, презентация памятников, презентация игры-викторины «Моя Беларусь».
Ход урока
Знаменитый писатель Михась Лыньков: “Кожны з нас – дзе б ён ні быў – скажа пра сябе з гордасцю і пашанай да свайго народа: я – беларус!”
И в небе высоком, и в поле святом
Тебя осеню, Беларусь, я — крестом.
Дарую любви и труда благодать,
Чтоб только могла ты счастливою стать.
Такие слова может сказать только настоящий патриот и гражданин своей страны. Теперь давайте определим для себя — так что же такое быть гражданином своей республики?
Учитель предлагает высказаться желающим.
Учитель:
Быть гражданином своей страны – это значит…
На доске табличка со словом Беларусь.
- Ребята, давайте вспомним всё, что знаем о Беларуси (государство, в центре Европы, столица Минск и т.д.).
Работа с картой (показать город Минск, 6 областей Беларуси, границы Беларуси).
- Какая наука помогает лучше узнать о Беларуси? (история).
- Для чего человеку нужно знать историю своей страны? Педагог крепит на доску табличку со словом ПАМЯТЬ.
- История – это наука о прошлом. Что же такое память? Память – это способность человека сохранить, передать, воспроизвести какой-либо материал. В теме нашего урока звучат слова: «историческая память». Попробуем вместе разобраться, что это такое.
Педагог крепит табличку ИСТОРИЧЕСКАЯ к слову ПАМЯТЬ.
— Вы тоже будете знать и рассказывать своим детям о прошлом и настоящем нашего народа, нашей Родины. Мы – народ Республики Беларусь, мы – белорусы. Что вы считаете важным помнить?
В ходе диалога с учащимися к ключевому понятию ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ педагог добавляет карточки ИСТОРИЯ, ПРЕДКИ, КУЛЬТУРА, ВЕРА, ТРАДИЦИИ, ГЕРОИ, ЦЕННОСТИ, ПРАЗДНИКИ, ПОБЕДА, в результате создаётся кластер:
— Историческая память – это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества, культуре, вере, героизме предков, традициях и национальных ценностях. Только благодаря памяти можно преодолеть время, соединить прошлое и будущее. Историческая память – это то, что объединяет каждого из нас с другими белорусами.
Каждый человек должен знать историю своей деревни и страны.
Небольшая справочная информация об истории нашей с вами деревни.
Единство белорусского народа
- Что же такое единство? Единство – это целостность и неразделенность. Единство белорусского народа – это история о человечности. Белорусам важно осознавать себя как единое целое. Понятие народ можно сравнить с семьёй. А в семье нет места безразличию. Поэтому народное единство – это история о любви и уважении, доверии и вежливости, открытости и честности, понимании и поддержке.
Преодолеть все невзгоды наши деды и прадеды смогли благодаря сплоченности и единству. В годы Великой Отечественной войны на фронтах сражались более 1,3 миллиона белорусов и уроженцев Беларуси. Наши прадеды и представители других национальностей смогли отвоевать Родину у фашистских захватчиков. Все вместе, единой силой они одержали победу, подарили мир людям, подарили мир нам, новым поколениям.
- Кто из вас вспомнит, каким годом был объявлен 2021 год? (Год народного единства).
17 сентября - День народного единства, новый государственный праздник. Учреждение этого праздника стало восстановлением исторической справедливости.
2022 год объявлен Годом исторической памяти. Народ без исторической памяти быстро исчезает, разрушает свои святыни, уничтожает свою культуру и традиции, предаёт память своих предков. Мы должны знать и помнить смыслы и ценности Победы, ценить подвиги и достижения предков, ценить настоящее и будущее.
«Навсегда в памяти народной»:
— Рассмотрите изображения памятников. Назовите (запомните) их названия и послушайте о них. Какой из них вы посещали?
Фото 1. Мемориальный комплекс «Хатынь» (Доклад 1)
Фото 2. Монумент «Мужество» в Брестской крепости (Доклад 2)
Фото 3. Площадь Победы в Минске (Доклад 3)
Ну, а сейчас мы проведем с вами небольшой конкурс-викторину, которая поможет нам с вами понять, кто лучше и больше всех знает историю своего края.
Вам будут предлагаться вопросы и, если вы знаете на него ответ, то с места кричать нельзя, а вы поднимаете руку и отвечаете. Тот, кто больше всего назовет правильных ответов, получит приз. (Презентация-игра о Беларуси). Итак, будьте внимательны:
В завершение нашего классного часа я предлагаю посмотреть небольшой видеоролик. (Смотрят видео)
Будьте достойными гражданами своей Родины, любите, защищайте, храните её!
Рефлексия
- Я горжусь, что …
- Кто помнит свою историю, тот …
- Могу сказать, что …
- Если бы я мог …
- В единстве …
ИСТОРИЧЕСКАЯ
|
ПАМЯТЬ
|
ИСТОРИЯ
|
ПРЕДКИ
|
КУЛЬТУРА
|
ВЕРА
|
ТРАДИЦИИ
|
ГЕРОИ
|
ЦЕННОСТИ
|
ПРАЗДНИКИ
|
ПОБЕДА
|
Урок мужества
«Война глазами детей»
Сформировать представление учащихся о Великой отечественной войне и её героях. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны. Содействовать воспитанию интереса к истории своего Отечества.
Ход внеклассного мероприятия
То бярозка , то рабінка
Падпірае небакрай.
Гэта ўсё мая Радзіма
Гэта ўсё мой родны край!
Что мы Родиной зовём?
: Солнце в небе голубом,
И душистый золотистый
Хлеб за праздничным столом!
Что мы Родиной зовём?
Дом, в котором мы растём,
И берёзки, вдоль которых
Вместе за руки идём.!
Родина… какое богатое по своему смыслу слово. Само слово «Родина» означает и отечество, и страну, и место рождения человека. Это и лес, и поле, и узкая тропинка, и пение птиц, и города, и сёла. И если родина у каждого своя, то большая Родина – наша страна Беларусь .
Сегодня мы живём с вами под мирным небом ,где ярко светит солнце и поют птицы. Но за свою историю существования наша страна прошла долгий и тяжёлый путь. И что это за тяжелый путь мы узнаем, когда разгадаем загадки и составим слово.
Игра «Собери слово»
Ярко-синий сарафанчик.
И зелёный стебелёк.
Распустился в поле чистом.
Нам на радость. (Василёк)
Пушистая вата
Плывет куда — то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Ответ: Облака)
Фруктовый он и сливочный,
На свете всех вкусней!
Он в пластиковых баночках
Для взрослых и детей. Йогурт
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото. Аист
Получилось слово война.
Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же, как вы, девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть, учиться, жить в дружбе. Но за такую жизнь, им пришлось заплатить слишком дорогую цену.
1 ученик:
Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных -
Это страшное слово «Война».
2 ученик:
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом году.
22 июня 1941 года началась большая, жестокая война. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые. Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится.
Рано утром в сорок первом
Началась война.
Чтобы выбить супостата
Встала вся страна.
Кто-то бился с ним в окопах,
Кто-то хлеб растил,
И в далёком сорок пятом
Всё же победил.
И вот спустя десятки лет
У деда я спросил:
«Скажи, отец, откуда в вас
Нашлось так много сил?
Ведь враг был техникой силён
Числом превосходил?
Но был разбит он в пух и прах
И голову сложил!»
Старик немного помолчал,
Слезинку обранил,
Сказал: «Вся сила в том, сынок,
Что РОДИНУ ЛЮБИЛ…»
Исполнение песни «Прадедушка»
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнем хаты белорусских деревень, их превращали в ходящие скелеты и жгли в крематориях концлагерей. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Я никогда не видела войны,
Не слышала беспамятства и боли,
И через километры тишины
Не ощущала гнёта чуждой воли.
Как много их, мальчишек и девчонок.
Погибло от жестокости врага.
Они ушли, и путь их был не долог,
Но след остался в жизни навсегда!
О чем мечтают больше всего люди? Все добрые люди хотят на Земле мира, чтобы никогда на нашей планете не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и все живое на Земле. Вспомним то страшное явление, которое зовётся коротко «война».
Просмотр видеоролика «Детям о войне»
Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны Были настоящими героями!
Война – не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война – не место для детей!
Ребёнку нужен тёплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром.
И песни колыбельной звуки.
И ёлочные огоньки,
С горы весёлое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страданье!
Ученик 1.
Юные безусые герои, Юными остались вы навек. Перед вашим вдруг ожившим строем Мы стоим, не поднимая век. Боль и гнев сейчас тому причиной, Благодарность вечная вам всем, Маленькие стойкие мужчины, Девочки, достойные поэм.
Ученик 2.
Сколько вас? Попробуй перечислить, Не сочтешь, а впрочем, все равно, Вы сегодня с нами, в наших мыслях, В каждой песне, в легком шуме листьев, Тихо постучавшихся в окно.
Ученик 3.
И сильнее кажемся мы втрое, Словно тоже крещены огнем, Юные безусые герои, Перед вашим вдруг ожившим строем Мы сегодня мысленно идем.
Учитель: Много юных героев погибло в борьбе за мир и свободу нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Сегодня, они как будто с нами.
Герои не забудутся, поверьте! Пускай давно закончилась война, Но до сих пор все дети Погибших выкликают имена.
Всё живое на земле было в ожидании . Когда же закончится эта страшная война? И спустя четыре долгих года было объявлено о мире. И этот мир на своих крыльях разнесла птица мира. Кто это?
Белые голуби – цвет чистоты!
Белые голуби – знак красоты!
Белые голуби – мир для души!
Белые голуби – птицы любви!
Пусть летит от края и до края
Голубь мира… белое крыло…
Чёрной силы, тучи разгоняя,
Принесёт Надежду и Добро…
Белые голуби счастье несите,
Радость и мир на Земле всем дарите!
Практическое занятие по группам «Сделай птицу мира»
- Четыре года шла война
Четыре долгих года.
Осталась в памяти она
И в сердце у народа.
- Нет ! – заявляем мы войне,
Всем злым и чёрным силам.
Должна трава зелёной быть,
А небо синим – синим.
Рефлексия
"Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны"