Общие сведения

 

 

Методические рекомендации по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность внимания к проблемам профориентации обусловлена сложившейся социально-экономической ситуацией в обществе и экономике. Последние годы общеобразовательные учреждения ориентировали своих выпускников, в основном, на высшие учебные заведения. Такое профориентационное направление совпадало с желанием подавляющего большинства родителей и устремлениями самих учащихся, в сознании которых прочно утвердилось представление о том, будто среднее образование – это путь только в сферу умственного труда. Постепенно эти взгляды получили широкое распространение в массовом сознании, которое оказывает большое влияние на практическую деятельность и поведение людей, что в конечном итоге привело к дефициту многих рабочих специальностей, особенно в строительной сфере.

Приходится констатировать, что большинство выпускников общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений не имеют достаточной информации о потребностях рынка труда; не могут учесть особенности социально-экономических условий, которые определяют вид и характер профессиональной деятельности; не имеют ценностных представлений о самой профессии, смещая ориентиры на достижение предпочитаемого, желаемого образа жизни с её помощью. Можно сказать, что профессия для молодежи уже выступает только как средство для достижения желаемого образа жизни, без учета ее социальной и ценностной значимости. Это подтверждается как научными исследованиями в области профессионального самоопределения, так и многолетним опытом организации профориентационной работы, проводимой Республиканским и областными центрами профессиональной ориентации молодежи.

Так, сотрудниками Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи в апреле 2008 года проведено анкетирование «Изучение профессиональных намерений учащихся выпускных классов» на базе УПК Советского района г. Минска.

Результаты анкетирования показали, что не определились в выборе профессии 40% учащихся базовых школ и 25% учащихся общеобразовательных школ.

Из ответов школьников стало ясно, что они недостаточно информированы о профессиях, затрудняются в профессиональном выборе, плохо знают свои способности и склонности.

Более 70% родителей старшеклассников, обратившихся в 2007 году в учреждение «Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи» (далее – РЦПОМ) за помощью в выборе профессии, отметили, что социально-педагогические и психологические службы общеобразовательных учреждений не оказывают учащимся должной помощи в профессиональном самоопределении. Это, в свою очередь, не может не сказаться на устойчивости профессионального выбора, ведущей, как правило, к смене профессий и социальной дезадаптации выпускников общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений.

На такое положение дел также накладывает существенный отпечаток отсутствие взаимосвязи между рынком профессий и рынком образовательных услуг, свобода профессионального выбора и выбора образовательного маршрута, предполагающие социальную и личностную ответственность за этот выбор, к которой, как правило, слабо подготовлены как выпускники общеобразовательных учреждений, так и выпускники учреждений профессионального образования. Поэтому уже расхожим в обществе стал принцип «лотерейного билета», который используют при выборе профессии и образовательного маршрута выпускники общеобразовательных учреждений.

Указанные факторы приводят к появлению избытка специалистов в одних отраслях народного хозяйства и дефициту отдельных специалистов в других отраслях. Это, безусловно, сказывается на эффективности экономического развития страны. Так на сегодняшний день в Минске порядка 20-25 тысяч свободных рабочих мест, каждая четвертая вакансия – строительная. Рабочие требуются в промышленности, на транспорте, в сфере услуг. Кроме того, на некоторые специальности в настоящий момент есть спрос, но отсутствует предложение: это монтажники сантехнических систем, слесари-ремонтники, станочники, электромонтеры, маляры, резчики по металлу, токари и фрезеровщики 5-6-го разрядов, сварщики 4-6-го разрядов[1].

Экономический эффект профориентации волнует и европейских финансистов и экономистов. Подсчитано, что прибыль получается за счет того, что после качественно проведенной профориентационной работы не приходится тратить средства на:

  • дополнительное обучение молодых специалистов на рабочем месте;
  • компенсацию результатов их некачественного труда;
  • выплату пособий безработным гражданам;
  • психологическую реабилитацию безработных и поиск для них новой работы;
  • содержание штата и помещений социальных служб для безработных.

В Японии подготовка кадров начинается с самого начала жизни ребенка, а в выпускном классе ученики держат экзамен на зрелость профессионального самоопределения. Опыт профессионального самоопределения в США построен на прогностической основе, когда ученик из учебных предметов выбирает только то, что, по его мнению, потребуется для последующей профессии, хотя такое стихийное самоопределение является односторонним и не может быть образцовым.

Шведская модель профессиональной ориентации направлена на «первостепенное удовлетворение нужд общества в кадрах с тем, чтобы потом хотя бы частично достичь второй цели – обеспечения свободы выбора профессии для индивида»[2].Известный английский ученый А. Г. Уоттс считает, что новая шведская система, возможно, представляет собой самую радикальную в западном мире официальную программу профориентации. В Швеции создана система, при которой потребность в кадрах и желания молодежи уравновешиваются.

Подготовка молодого поколения в нашей стране к полноценной жизни в обществе, в том числе к трудовой деятельности и продолжению образования, определена Законом Республики Беларусь «Об общем среднем образовании»[3] в качестве первоочередной задачи в системе образования разного уровня.

Характеристикой современного общества и сферы образования XXI века становится рынок компетенций. С одной стороны, это предлагаемые учебными заведениями, в том числе и общеобразовательными, знания, умения и навыки, необходимые для освоения предметных компетенций в процессе обучения. С другой стороны, – это компетенции, которыми уже обладают отдельные лица, а также компетенции, запрашиваемые сферой труда и в которых заинтересованы работодатели, т.е. так называемые ключевые компетенции[4]. «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, быть компетентным не означает быть ученым или образованным; компетенция – это характеристики, которые можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями. Компетенция – это то, что порождает умение, действие»[5].

В современных социально-экономических условиях работодатели заинтересованы в таких выпускниках общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования, которые обладают высоким уровнем адаптивных, социально-трудовых, интеллектуальных, психолого-педагогических компетенций и компетенций информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), определяющих структуру компетенций профессионального самоопределения, как одной из разновидностей ключевых образовательных компетенций. Можно утверждать, что профессиональная ориентация должна стать важнейшим условием  освоения компетенций профессионального самоопределения, необходимых и для продолжения «образования через всю жизнь», и для формирования возможной социальной установки старшеклассников на вхождение в состав современного рабочего класса.

В профессиональной школе, когда выбор профессии, казалось бы, уже осуществлен, задачи профессиональной ориентации становятся несколько иными, хотя цель – обеспечение возможности социальной адаптации выпускника – остаётся той же, что и в общеобразовательных учреждениях. Если в общеобразовательных учреждениях профориентационная работа направлена на освоение компетенций профессионального самоопределения, поддержку выбора вида деятельности, образовательного маршрута и профессиональных проб для подтверждения правильности этого выбора, то в профессиональной школе – это самоутверждение и самосовершенствование, проявление компетенций профессионального самоопределения в области выбранной профессии, поиск места приложения освоенных профессиональных компетенций.

В новом учебном году педагогическим коллективам общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного и дополнительного образования следует обратить внимание на то, что воспитание интереса к рабочей профессии требует не только специальной направленности профориентационной работы, но и предполагает одновременно комплексное воздействие на массовое сознание, т. е. целенаправленную работу среди родителей и общественности по повышению оценки, степени известности, популярности, разъяснению социальной значимости рабочих профессий в обществе.

Управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Минского горисполкома, педагогическим коллективам общеобразовательных учреждений в октябре-ноябре 2008 года необходимо провести областные, школьные родительские собрания со следующей темой: «Взаимосвязь выбора профессии старшеклассниками и ситуации на рынке труда и образовательных услуг». Необходимо акцентировать внимание родителей и старшеклассников на понимании целесообразности и жизненной значимости освоения начальных основ различного рода профессий, предлагаемых в качестве начальной профессиональной подготовки в межшкольных учебно-производственных комбинатах (МУПК), во время организации учебных занятий на учебно-производственных объектах и в период проведения социальных практик профессиональных проб. К началу учебного года педагогическим коллективам МУПК, общеобразовательных учреждений следует разработать и обосновать психолого-педагогические основы и требования организации начальной профессиональной подготовки на III ступени общего среднего образования, отвечающей современным условиям социально-экономического развития Республики Беларусь.

С целью совершенствования профориентационной работы целесообразно продолжить изучение Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, а также Концепции развития профессиональной ориентации молодежи и Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь в педагогических коллективах общеобразовательных учреждений, на родительских собраниях.

 

 

І. Нормативной основой профориентационной работы в учреждениях образования являются:

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006г.);

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006–2010 годы;

Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в  Республике Беларусь (2001г.);

Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь;

Декрет Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. №15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования»;

инструктивно-методическое письмо Министерства образования «Особенности организации идеологической и воспитательной работы».

Концепцией развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, разработанной во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2000 г. №1598 «О развитии системы профессиональной ориентации молодежи», определяется, что основной целью системы профориентации является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для молодежи возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, особенностям и запросам рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах. Система профориентации должна стать неотъемлемым элементом всей кадровой политики и частью двух сопряженных систем: непрерывного образования и эффективной занятости.

С целью актуализации проблем профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях образования Декретом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. №15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» предусматривается организация трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах, а на III ступени общего среднего образования может осуществляться профессиональная подготовка учащихся.

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы являются основными документами, в которых содержание воспитательной работы по формированию культуры трудовой деятельности в современных условиях направлено на поэтапное развитие у обучающихся трудовых умений и навыков, на осознание ими трудовой активности как условия социальной и личностной успешности.

Становление качеств трудолюбия, конкурентоспособности, бережливости, готовности к длительному напряженному труду и разумному сочетанию труда и отдыха; формирование трудовых умений и навыков, готовности к целенаправленной деятельности по созданию общественно-полезного продукта как качества личности, возникновение новых мотивов учения, связанных с формированием умений и навыков, позволяющих заниматься творческим трудом, компетенции профессионального самоопределения – это ориентиры в развитии личности, предусмотренные Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Профориентация учащихся инструктивно-методическим письмом Министерства образования «Особенности организации идеологической и воспитательной работы» признается важным звеном трудового воспитания.

В учреждениях образования для реализации основных положений указанных нормативных документов должны быть разработаны перспективный и текущие планы профориентационной работы, утверждаемые руководителем учреждения образования. Также разрабатываются и реализовываются комплексно-целевые программы по основным направлениям профориентационной работы, план работы социально-педагогической и психологической службы, педагога-организатора по взаимодействию с учреждениями дополнительного образования в аспекте организации профориентационной работы.

 

II. Основные цели, принципы и задачи профориентационной работы в учреждениях образования в современных социально-экономических условиях развития Республики Беларусь[6].

 

В современных социально-экономических условиях развития Республики Беларусь профориентационная работа, как важнейшая основа трудового воспитания, – это система, включающая перечень целей взаимосвязанных подсистем, таких как:

  • своевременное профессиональное информирование о действующем рынке рабочих профессий и образовательных услуг всех участников образовательного процесса: учащихся и их родителей, учителей-предметников, классных руководителей, педагогов-психологов, педагогов социальных и широкой общественности;
  • психолого-педагогическое и медицинское сопровождение старшеклассников в вопросах познания своих психологических особенностей, профессиональных предпочтений, мотивационно-ценностных и потребностных устремлений; профориентационной поддержки коммуникативно-поведенческой активности и социального взросления учащихся[7];
  • выбор эффективных управленческих механизмов профориентационной работы на разных уровнях образовательной системы.    

Это система учебно-воспитательной работы рекомендательного характера и единиц взросления по выбору будущей профессиональной деятельности на основе информации о профессиях, требованиях к соискателю рабочего места, особенностях и способностях выбирающего профессию и прогноза его успешности в предпочитаемом виде деятельности с учетом запросов рынка труда и образовательных услуг.

К основным целям профориентационной работы в учреждениях образования необходимо также отнести профориентационную поддержку взросления учащихся на протяжении всего периода обучения в общеобразовательных и профессиональных учреждениях образования. Взросление – это процесс, раскрывающий особенности и достижения личностного развития учащихся на разных ступенях обучения и способствующий успешному вхождению в самостоятельную жизнь, в том числе и в аспекте выбора профессии.

Профориентация в общеобразовательных учреждениях должна решать комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, предусматривающих соблюдение и реализацию следующих принципов:

  • систематичности и преемственности – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа должна вестись с первого по выпускной класс и продолжаться в системе профессионального образования;
  • дифференциации и индивидуализации, предусматривающий опору на дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, учитывающий возраст, социальный статус, уровень сформированности интересов,  различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, уровень успеваемости и состояние здоровья;
  • оптимизации в сочетании массовых, групповых, индивидуальных и практических форм профориентационной работы с учащимися и родителями;
  • продуктивности, обеспечивающий четкую нацеленность образования на реальный, конкретный, конечный продукт (проект и образовательный отчет), создаваемый учащимися в рамках его объединенной учебной и трудовой деятельности;
  • взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, органов по труду, занятости и социальной защите, общественных молодежных организаций, средств массовой информации;
  • учета потребностей экономики, бизнеса и общества в квалифицированных рабочих кадрах;
  • психологизации профориентационной работы.

Указанные принципы реализуются при выполнении школой, родителями и общественностью следующих задач:

  • формирования у учащихся положительного отношения к труду и людям рабочих профессий;
  • расширения представлений учащихся об отраслях и профессиях, требованиях к кадрам в условиях быстрого развития информационно-коммуникационных технологий и рыночных отношений, потребностях местных предприятий, колхозов и совхозов, кооперативов и арендаторов, государственных учреждений и учебных заведений в работниках;
  • формирования убеждения в необходимости развития способностей, нужных для получения избираемой профессии, с учетом потребностей экономики, бизнеса и общества в квалифицированных кадрах;
  • практической подготовки учащихся к выбору сферы труда и рабочей профессии посредством организации широкого спектра социальных практик профессиональных проб. Перспективным в этом отношении является продуктивное учение, как альтернативная форма начальной профессиональной подготовки;
  • развития творческих способностей учащихся;
  • организации психолого-педагогического сопровождения формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению;
  • организации медицинского сопровождения профессионального самоопределения.

Многофакторный характер профессиональной ориентации предполагает координацию деятельности всех подразделений школы, родителей, внешкольных учреждений и общественности. Классным руководителям необходимо скоординировать планы учебно-воспитательной работы с нормативными основами профориентационной работы. Педагогам-психологам, социальным педагогам социально-педагогической и психологической служб учреждения образования выявить проблемы старшеклассников, нуждающихся в дополнительной поддержке в выборе профессии и образовательного маршрута, скорректировать действия всех участников образовательного процесса. Учителям-предметникам рекомендуется составить карточки для индивидуальных занятий, где будут указаны разделы и темы, в которых учащиеся могут получить информацию об интересующих их  профессиях, приобрести необходимые умения и навыки. Возможна и интеграция информации по всем предметам применительно к конкретным профессиям и специальностям. Национальным институтом образования, РЦПОМ подготовлено к изданию методическое пособие «Профориентационная поддержка взросления». В пособии представлены материалы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, как важнейшей единицы взросления и социализации старшеклассников; примерная комплексно-целевая программа по профориентационной работе в общеобразовательных учреждениях; карта взросления учащихся посредством профориентационной работы; пакеты диагностических методик и технологии проведения профориентационных игр.

В планах классных руководителей, специалистов социально-педагогической и психологической службы общеобразовательных учреждений должны быть предусмотрены мероприятия по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии. В общешкольном плане необходимо предусмотреть специальный раздел о профессиональной ориентации, в котором должны быть отражены общешкольные мероприятия всего педагогического коллектива школы, работа медработников и библиотекаря, ученических объединений, родителей и общественности.

 

III. Направления, формы и методы профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях

 

Основные направления  профориентационной работы:

  • профессиональное информирование;
  • профессиональное консультирование;
  • психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения;
  • медицинское сопровождение профессионального самоопределения;
  • продуктивное учение.

Профессиональное информирование – условия ознакомления учащихся с видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

В учреждениях образования Республики Беларусь, центрах профориентации, органах по труду, занятости и социальной защите, средствах массовой информации имеются возможности предоставления такой информации, как по коллективным, так и по индивидуальным запросам.

Так, на сайте РЦПОМ (http:/rcpom.еdu.by) регулярно размещаются материалы информационного и просветительского характера по профессиональной ориентации (дни открытых дверей, подготовительные курсы, рейтинги специальностей и др.), методические материалы. Специалистами РЦПОМ разработаны программный комплекс «Профориентационная карта учащегося», пакет компьютеризированных профдиагностических методик «Профиль», который предназначен для профессиональной диагностики учащихся.

Эти программные продукты могут быть использованы для автоматизации рабочего места специалиста социально-педагогической и психологической службы (СППС) общеобразовательного учреждения. С целью оптимизации работы социально-педагогической и психологической службы учреждений образования целесообразно приобрести указанные программно-методические комплексы.

РЦПОМ подготовлены к изданию справочно-информационное пособие «Профессии строительного профиля. Справочник для абитуриентов» (составители Лях В. В., Рубина Г. Е.), учебно-методическое пособие «Профессиональный ориентир. Методические рекомендации для классных руководителей», в котором методически основательно представлено сотрудничество с родителями в вопросах профориентационной работы (составители Лях В. В., Григорьева Г. Е., Карабан А. В., Литвина И. С.). Для учащихся старших классов и их родителей, классных руководителей, педагогов-психологов, педагогов социальных вызовет огромный интерес информационно-справочное пособие «Куда пойти учиться? 100 вопросов и ответов для абитуриентов, родителей и учителей», подготовленное Ляхом В. В., Шутовой С. В., Чадович Е. Л. Эти методические пособия окажут действенную помощь всем участникам учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях.

Республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь разработаны пакеты мультимедиа-программ по профессиональной ориентации «Профессионал» и интерактивная система информирования о профессиях и возможностях профессиональной подготовки «Моя профессия». Эти информационные разработки имеются в каждом органе по труду, занятости и социальной защите и могут быть использованы общеобразовательными учреждениями. Указанная информационная разработка является одним из разделов («Справочник») электронного справочно-методического пособия для старшеклассников «Путь к профессии».

На страницах научно-педагогического журнала «Народная асвета» начиная с 2006 года и по настоящее время под девизом «Как выбрать любимую профессию и сделать успешной карьеру?» существует рубрика «Дистанционный центр профориентации», как одна из форм интерактивного информирования. Материалы рубрики нацелены на ознакомление с миром профессий, методикой проведения профконсультаций, образовательным маршрутом в учебном заведении, возможностями и перспективами трудоустройства и профессионального роста.

Республиканским институтом высшей школы совместно с Гомельским техническим университетом им. П. О. Сухого открыт Интернет-сайт аbiturient.by, содержащий сведения о высших учебных заведениях и порядок приема абитуриентов, последние данные о результатах поступления в вузы страны, информацию о профилях и направлениях образования согласно Общегосударственного классификатора.

Национальным институтом образования в качестве интерактивного средства профессионального информирования старшеклассников во время научного сопровождения проекта «Профессиональное самоопределение старшеклассников средствами профориентационной работы (в контексте развития социальной компетентности)», реализуемого в СШ №37 г. Минска, подготовлено электронное справочно-методическое пособие для старшеклассников «Путь к профессии», куда включены следующие разделы:

  1. «Профессиограммы». Раздел содержит 29 мультимедийных профессиограмм, структурированных по пяти типам профессий – человек-человек, человек-природа, человек-знак, человек-техника, человек-художественный образ.
  2. «Справочник». Раздел является самостоятельным диском, снабженным рубриками по руководству и его установке. Содержит описание 500 профессиограмм, размещенных в алфавитном порядке, а также электронное подключение к Интернет-сайту abityrient.by, на котором размещена информация о высших учебных заведениях высших учебных заведениях Республики Беларусь, включающая сведения о специальностях, правилах приема, конкурсах за предыдущий год. Благодаря этой ссылке во время вступительной кампании в высшие учебные заведения многим выпускникам СШ №37 г. Минска удавалось оперативно реагировать на ситуацию рынка предлагаемых образовательных услуг. Указанный выше сайт во время вступительной кампании обновляется каждые три часа.
  3. «Моя карьера». Самостоятельный диск «Моя карьера», раскрывающий тайны постижения путей и способов достижения карьеры. Также имеются диагностики, позволяющие продиагностировать уровень сформированности личностных качеств и определить профессиональную направленность личности.
  4.  «Гороскоп». В разделе в качестве релаксации предлагается информация, которая способна показать, что решающая роль в ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ и ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА, безусловно, принадлежит ЧЕЛОВЕКУ.
  5. «Литература». Предлагается список литературы для более глубокого изучения вопросов, связанных с выбором профессии и образовательного маршрута[8].

Содержательный материал указанного проекта электронного пособия может использоваться в качестве методического инструментария в предметных областях технического и обслуживающего труда, во время обучения в МУПК, а также в качестве стимулирующего педагогического средства во внеклассной работе и в самоуправлении, самообразовании старшеклассников в процессе формирования готовности к профессиональному самоопределению. Пособие снабжено гиперссылками на сайты Национального института образования, РЦПОМ, СШ №37 г. Минска, ОО «ПОСТ», содержание которых позволит не только получить более расширенную профессиональную информацию, но и познакомиться с опытом работы учреждений образования республики в аспекте организации профориентационной работы.

К формам и методам профессионального информирования относятся:

  • профориентационные уроки и классные часы с использованием мультимедийных презентаций профессиограмм и профориентационных игр;
  • интерактивные беседы и лекции;
  • встречи учащихся с представителями птузов и заслуженными рабочими, проходящими в режиме интерактивного взаимодействия;
  • экскурсии в птузы и на предприятия, в том числе и виртуальные;
  • профнедели с использованием конкурсов на лучшие мультимедийные профессиограммы, составленные учащимися;
  • оформление выставок, фотовитрин, альбомов о профессиях и т. д., в том числе и с использованием возможностей компьютерных программ.

Развитие доступа учреждений образования в сеть Интернет позволит значительно расширить возможности интерактивного профессионального информирования. При этом важной особенностью должна являться доступность выхода в Интернет для учащихся.

Управлениям образования облисполкомов и комитету по образованию Минского горисполкома с целью организации эффективной профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях необходимо приобрести пакет компьютеризированных профдиагностических методик «Профиль», программный комплекс «Профориентационная карта учащегося» (по вопросам приобретения обращаться в РЦПОМ); интерактивное (on-line) справочно-методическое пособие для старшеклассников «Путь к профессии» (по вопросам приобретения обращаться в Минский городской институт развития образования).

На современном этапе развития системы образования значительно повышается роль школьной библиотеки в информационном обеспечении профориентационной работы. Наличие в школьных библиотеках материалов по профессиональной ориентации для педагогов и учащихся, в том числе разработанных специалистами центров профессиональной ориентации, окажет существенную помощь в профессиональном выборе учащихся.

Библиотека сегодня должна выполнять функции информационного центра, обеспечивающего доступ, как к собственным, так и к внешним информационным ресурсам учреждений образования Республики Беларусь в аспекте организации профориентационной работы.

«Погружение» учащихся в интерактивное профессиональное информирование происходит также и под влиянием информации, предоставляемой родителями. В этой связи особую роль приобретает работа с родителями, которая может быть организована в различных формах. Одними из самых эффективных являются совместные детско-родительские собрания (общешкольные, областные), «родительские университеты», консультации специалистов социально-педагогической и психологической службы (СППС) общеобразовательных учреждений.

Профессиональное воспитание включает в себя развитие и формирование склонностей, профессиональных интересов и профессионально важных качеств личности: ответственности, чувства долга, гордости за свою будущую профессию и др. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезном и производственном труде, к активному освоению профессиональных проб. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник имел возможность «примерить» на себе различные «модели» из мира профессий.

Профессиональное воспитание должно способствовать преодолению предубеждений, существующих у некоторой части учащихся по отношению к рабочим специальностям.

Для того чтобы правильно построить работу по профессиональному воспитанию необходимо четко представлять, какие задачи стоят перед педагогом. К основным задачам профессионального воспитания и психологической подготовки к выбору профессии следует отнести:

  • формирование внутренней потребности в правильном выборе профессии и понимания значения для человека правильного выбора профессии;
  • формирование потребности занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, свое место и назначение в жизни;
  • воспитание равного уважения к различным видам труда;
  • формирование устойчивых профессиональных интересов, намерений и перспектив;
  • формирование психологии трудящегося человека (потребность в труде, владение трудовыми умениями и навыками, позволяющими включиться в производственную деятельность, осуществляя ее на творческих началах);
  • воспитание чувства долга перед будущей профессией;
  • формирование готовности к самоотдаче при реализации жизненных целей;
  • выработка общественно значимых мотивов выбора профессии.

Важную роль в профессиональном воспитании учащихся играют социальные и трудовые практики профессиональных проб, организация лагеря труда и отдыха, работа на субботниках, занятия в различных кружках, участие в тематических конкурсах, выставках технического творчества, прикладного искусства и т. д. Эти мероприятия помогают решать психолого-педагогическую задачу формирования положительного отношения учащихся школы к рабочим профессиям. Развитие профессионального интереса школьников путем привлечения к практической деятельности в сфере производства дает им возможность уверенно начинать трудовой путь после окончания школы.

Профориентационную работу со школьниками следует проводить не только в процессе внеклассных занятий, но и в процессе учебной деятельности. Большими возможностями в подготовке к труду и выбору профессии располагают уроки трудового обучения. Учитель трудового обучения активно знакомит учащихся с рабочими профессиями в процессе трудовой деятельности, а также с помощью методов индивидуально-групповой беседы, консультации, объяснения, рассказа с применением средств наглядности. Трудовое обучение в школе должно стать основой для последующей допрофессиональной подготовки учащихся в школьных мастерских, МУПК.

Перспективным направлением в аспекте модернизации деятельности МУПК и учебных занятий на учебно-производственных объектах видится организация продуктивного учения, как реализация принципа продуктивности профориентационной работы. Продуктивное учение нацелено на обеспечение такого направления обучения, которое наиболее максимально соответствует интересам и потребностям учащегося, а также на поддержку учащихся старших классов (испытывающих трудности в обучении или оказавшихся за пределами школы, но желающих завершить среднее образование) в их попытках самостоятельно выбрать профессию и включиться в трудовую жизнь уже на этапе школьного образования, органически соединив содержание своей учебной и трудовой деятельности.

Идея продуктивного обучения состоит в том, чтобы дать учащимся возможность учиться в процессе практической деятельности у мастеров (профессионалов), совместно с ними выполнять конкретную работу (на предприятии, фирме и пр.), возвращаясь в школу для группового обсуждения проблем обучения и практики, консультаций с преподавателем и подготовки отчетов по предметам. Тем самым выполняется один из главных дидактических принципов – принцип связи с практикой, жизнью.

Основные принципы продуктивного учения:

  1. Развитие совмещенного практического и образовательного опыта учащегося, овеществленного в конкретном продукте (выполнение нескольких проектов и составление отчетов по проделанной практической и учебной работе).
  2. Изменение системы оценивания: учащийся набирает общую сумму баллов по результатам презентации образовательных проектов.
  3. Функции учителя-предметника заменяются функцией учителя-консультанта, оказывавшего поддержку и помощь учащемуся в понимании его продвижения к намеченной им самим практической цели.
  4. Замена классно-урочной формы организации обучения практической деятельностью в социуме, обсуждением проблем и конкретных проектных решений с учителем (консультирование), с учащимися (групповая рефлексия). Более подробно с опытом организации продуктивного учения в России можно познакомиться в серии сборников по философии образования и актуальным проблемам гуманистического образования в России и за рубежом (проект Н. Б. Крыловой) «Новые ценности образования. Как работает продуктивная школа? 2003, выпуск 4 (15)» и работе Н. Б. Крыловой «Продуктивное учение как модель демократизации учебного процесса». / Народное образование. – 2007. – № 2. – С. 162 – 165.

Действенной формой ориентации школьников на профессии промышленного производства являются кружки технической направленности. Ведущим методом профессиональной ориентации в работе кружка являются практические работы, которые проводятся в сочетании с теоретической подготовкой учащихся. Профиль кружка с точки зрения профессиональной ориентации имеет исключительно важное значение. Поэтому, решая вопрос о создании кружка в общеобразовательном учреждении, педагогический коллектив должен учитывать потребности местного производства в квалифицированных рабочих кадрах, а учитель труда должен осуществлять преемственность между уроками труда и занятиями в кружке.

Более полно раскрыть сущность той или иной профессии, показать ее место в народном хозяйстве и перспективы развития может позволить факультативный курс «Мое профессиональное будущее», который должен помочь школьнику правильно определить свои интересы, склонности и другие качества, выбрать будущую профессию. Главным критерием определения содержания факультативного курса должны быть потребности в кадрах конкретного экономического региона. Основная цель факультативного курса заключается в том, чтобы ознакомить учащихся с наиболее распространенными профессиями предприятий района и помочь им освоить алгоритм выбора профессии и дальнейшего образовательного маршрута. Учитель трудового обучения и педагог-психолог могут выступить организаторами и руководителями подобного факультатива. Целесообразным следует признать ведение этого курса в условиях МУПК с привлечением педагога-психолога. При проведении занятий рекомендуется использовать программу «Мое профессиональное будущее» (Мн.: НИО, 2007) и учебное пособие Е. Н. Прощицкой «Мое профессиональное будущее» для учащихся 10 класса (Мн.: НИО, 2007), а также «Тетрадь для практических работ и самонаблюдения» (Мн.: «Зорны верасень», 2007).

Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Профессиональная консультация в условиях общеобразовательной школы –  это целенаправленное руководство деятельностью подростка по развитию профессионального самоопределения на основании изучения его индивидуальных особенностей. Профессиональная консультация проводится с учащимися, начиная с седьмых классов и до конца обучения в школе. Профессиональной консультации должно предшествовать длительное изучение личности учащегося, которое начинается уже в начальной школе и ведется на протяжении всех лет обучения. Такое изучение личности учащегося в процессе его профессионального самоопределения предполагает сбор общих сведений об учащемся, сведений о его семье; составление медицинской характеристики в связи с выбором профессии; оценку его успеваемости по предметам; изучение интересов и склонностей учащегося к различным областям знаний и деятельности; его способностей, особенностей психических процессов; определение мировоззренческих установок школьника, мотивов выбора профессии; наблюдение за свободно избираемой деятельностью учащихся, их занятиями в свободное время. Изучение процесса профессионального самоопределения подростков проводится с помощью анкет о профессиональной направленности личности ученика; анкет самооценки; анкет для родителей; карт интересов; данных наблюдений профессиональных интересов и склонностей учащегося, анализа результатов его деятельности, заносимых в профориентационные карты учащихся по годам обучения.

Для достижения целей и эффективной организации профориентационной работы к одной из наиболее важных задач следует отнести введение в общеобразовательные учреждения должности профконсультанта. Руководители и специалисты по делам молодежи горисполкомов, райисполкомов, администраций районов в городах в ходе семинаров по вопросам профориентации, проводимых на базе РЦПОМ, высказали свое мнение о целесообразности введения указанной должности в учреждениях образования.

 

IV. Этапы профориентационной поддержки взросления учащихся в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь

 

Выработка у школьников социальной установки, как одного из важнейших условий социального взросления, на возможное вхождение в состав высококвалифицированного рабочего класса, воспитание у них профессионально-нравственного самосознания, коллективное воздействие на массовое сознание являются особенностями формирования профессионального интереса на стадии его первоначального зарождения. Реализация же этих особенностей требует организации многоэтапного профориентационного процесса в условиях общеобразовательных учреждений.

Исследованиями психологов доказано, что существует оптимальный возраст для начала активного формирования у человека его профессиональных интересов. Отношение к профессии с 7 до 12 лет характеризуется профессиональными намерениями, получившими название «воображаемый выбор». Обычно все дети этого возраста мечтают о будущей профессии, но только в редких случаях эта мечта перерастает в устойчивый профессиональный интерес.

В младшем возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок закончился или когда ребенок получил сведения, удовлетворившие его эпизодический интерес.

В подростковом возрасте интерес часто получает стойкий, постоянный характер. Он уже не связан непосредственно с ситуацией и, как правило, ею не порождается. Такой интерес возникает постепенно, по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. Чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больший интерес у него возникает к этому предмету. Формирование такого рода относительно стойких личностных интересов в среднем школьном возрасте создает особый облик подростков: они живо откликаются на новые открытия, изобретения, широко интересуются техникой, начинают посещать различные кружки, читать научно-популярную техническую литературу, начинают сами делать опыты, мастерить модели, собирать и разбирать радиоприемники и т. п.

Появление стойких осмысленных профессиональных интересов возникает в 13–14-летнем возрасте, когда начинается развитие профессионального самосознания. Именно этот возраст жаждет активной деятельности. В связи с большой подвижностью и динамичностью подросткам нравятся профессии, связанные с перемещениями объектов, управлением механизмами, регулированием скоростей. Педагоги же нередко упускают этот благоприятный период, перенося профессиональную активность на старшие школьные годы, когда у юношей уже складывается определенное профессиональное намерение.

Эффективными с точки зрения указанных социально-психологических особенностей формирования профессиональных интересов и намерений учащихся общеобразовательных учреждений можно условно выделить четыре этапа  профориентационной поддержки социального взросления личности. Названия этих этапов отражают преобладающий вид деятельности и основную задачу, решаемую им.

I этап (I-IV классы) – ориентационно-отношенческий. Цель его состоит в том, чтобы развить у младших школьников положительные отношения к физическому труду, обращая при этом внимание на значимость строительных профессий, которые наиболее востребованы в настоящий момент в Республике Беларусь; уважение к людям различных профессий, в том числе и рабочих профессий; интерес к профессиональному труду на основе практического включения в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности; стремление своим посильным трудом доставлять окружающим радость и получать от этого моральное удовлетворение.

II этап (V-VII классы) – ориентационно-личностный. На основе ознакомления школьников с миром профессий, а также с профессиями, необходимыми для данного региона и с учетом производственного окружения, профконсультанту, классному руководителю, педагогу-психологу, социальному педагогу необходимо актуализировать у младших подростков значимость профессиональной деятельности в жизни человека, в том числе и квалифицированных рабочих профессий строительного профиля, в которых остро нуждается Республика Беларусь. С этого этапа собственно и начинается профессиональная ориентация. Необходимо оказать поддержку учащимся в осознании ими своих интересов, способностей, социальных ценностей с ориентацией на будущую профессиональную деятельность. Крайне важно убедить учащихся соотносить собственные приоритеты с общественными, создавая при этом условия для ощущения успешности от самоутверждения школьников в процессе трудовой деятельности и «культурного творения» общественных продуктов.

III этап (VIII-IX классы) – ориентационно-производительный. Целью этого этапа должно стать формирование допрофессиональных трудовых умений и активная деятельность самих старших подростков по формированию личностного выбора возможного трудоустройства или продолжения образования в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования. Участие в социальных практиках профессиональных проб, как в условиях общеобразовательных учреждений, так и в процессе начальной профессиональной подготовки в МУПК, становление и развитие продуктивных школ, классов, групп должно стать доминирующим условием профориентационной работы в этом возрасте.

IV этап (X-XI классы) – ориентационно-уточняющий. На этом этапе осуществляется психолого-педагогическая поддержка старшеклассников в процессе их деятельности по уточнению социально-профессионального выбора в условиях вариативного обучения, к которому проявился устойчивый интерес и способности. Внимание сосредотачивается на развитии соответствующих профессионально важных качеств, индивидуальном стиле деятельности; контроле и коррекции образовательных и профессиональных планов, способах оценки результатов, достижений в избранной профессиональной деятельности, самоподготовке к ней и саморазвитии, формировании опыта коммуникативной и организаторской деятельности.

Важно обратить внимание на то, что каждый из названных выше этапов выполняет определенные функции, которые реализуются соответствующими средствами, формами и методами, составляющими каркас-систему  профессиональной ориентации каждого конкретного общеобразовательного учреждения. Примерную структуру системного подхода к организации профориентационной работы можно представить схематично (см. схему 1).

В развитии системы профориентационной работы особая роль принадлежит организации психолого-педагогического сопровождения взросления учащихся, как основы психологизации профориентационной работы в контексте профессионального самоопределения старшеклассников. Психологизация профориентационной работы – это стержневой компонент деятельности социально-педагогической и психологической службы общеобразовательных учреждений.

Психолого-педагогическое сопровождение – это интегративная психолого-педагогическая технология, включающая целостную, открытую систему диагностических, развивающих, коррекционных и педагогических средств, направленных на стимуляцию взросления (личностного развития) учащихся, в том числе и в аспекте профессионального самоопределения, и оказания социо-психолого-педагогических услуг по индивидуальным запросам учащихся, родителей, педагогов. Реализация модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в контексте организации профориентационной работы представлена на схеме 2.

Педагогическим коллективам, профконсультанту, руководителю нужно стремиться к целенаправленному воспитанию установки на выбор учащимися такой сферы труда и профессии, которая бы совпадала с их жизненными планами, склонностями и способностями, и в тоже время учитывала бы потребность общества в квалифицированных рабочих кадрах, в том числе и в строительной сфере, как наиболее значимой сегодня для нашей экономики.

 

Схема 1

Структура профессиональной ориентации учащихся

 в общеобразовательных учреждениях

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный предмет

Класс-ные руко-водители

Вспомо-гатель-ные службы

Трудо-вое обуче-ние

Учени-ческие

органи-зации

Трудо-вые объеди-нения учащихся

Вне-школь-ные учреж-дения

Родители и общест-венность

Матема-тика

 

 

 

Физика

Химия

 

 

 

 

Биология

География

1-4 кл.

 

 

 

 

5-7 кл.

8-9 кл.

 

 

 

 

10-11 кл.

Учебно-методи-ческий кабинет

 

Меди-цинская

служба

 

Библио-тека

 

В школе

 

 

 

 

На

МУПК

 

На произ-водстве

Само-управ-ление

 

Органи-зации старше-класс-ников

 

Пионер-ская Скаут-ская

Учени-ческая бригада, школь-ное лес-ничество

 

ЛТО

Школь-ный кооператив

Дома моло-дежи и школь-ников

Станция юных техни-ков

Станция юннатов

Родитель-ский комитет (совет)

Произ-водствен-ный кол-лектив

Общест-венные органи-зации

ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 2

Модель психолого-педагогического сопровождения

профессионального самоопределения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Организационно-управленческие механизмы системной профориентационной работы в учреждениях образования

        

Организация системной профориентационной работы в учреждениях образования должна опираться на государственную систему профориентации, охватывающую всю территорию республики и обеспечивающую молодежи равные возможности получения профориентационных услуг, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.

Назрела необходимость для модернизации и последовательного развития государственной системы профориентации возобновить деятельность областных и региональных советов по профориентации, выполняющих функции аналитического менеджмента и аудита в организации профориентационной работы в системе образования. Указанные советы на своих уровнях должны являться хранителем и распространителем инновационного опыта в аспекте организации профориентационной работы, инициировать совершенствование научно-методического обеспечения этого вида деятельности, содействовать обновлению содержания и эстетическому оформлению кабинетов и уголков профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях.

Практика показывает, что эффективности в организации профориентационной работы с учащимися можно добиться, используя системные и долгосрочные формы работы с детьми, включающие как традиционные педагогические средства, так и современные информационно-коммуникационные средства: мультимедийные презентации профессиограмм, электронные методические пособия и справочники, Интернет-сайты профессиональной направленности. Стимулирующую функцию управления в аспекте организации профориентационной работы выполняют конкурсы проектов и грантовой поддержки, которые успешно осуществляются, в частности, Мингорисполкомом в рамках номинации «За лучшую организацию профориентационной работы в школе».

Управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Минского горисполкома, педагогическим коллективам общеобразовательных учреждений совершенствовать и шире использовать стимулирующие функции управленческой деятельности в процессе организации профориентационной работы.

Организацию управления системной профориентационной работой в общеобразовательных учреждениях целесообразно представить в виде следующих управленческих механизмов:

  • структуры школьного совета по профориентации (схема 3);
  • модели формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению (схема 4);
  • модели психолого-педагогического сопровождения формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению (схема 2);
  • содержательно-организационной модели управления профориентационной работой (схема 5);
  • перечня критериев, показателей и методик изучения готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению (табл.1).

 

 

 

        

 

Схема 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальные роли, позиции

 

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

Показатели

 

Адаптивные

 

Социально-трудовые

 

Интеллектуальные

 

Поли- и социокультурные

 

Психолого-педагогические

 

ИКТ

 

Социально-личностные компетенции и компетенции профессионального самоопределения

 

Готовность как критерий развития социальной компетентности

 

Социально-ценностные мотивы (долг, ответственность)

 

Социальные способности

 

Социально-психологическая и социальная зрелость

 

Школьный совет по профориентации

 

Механизм управления

 

Системная профориентационная работа

 

Средства

 

 

Схема 5

Содержательно-организационная модель управления профориентационной работой

 

VІ.Проведение мониторинга качества организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях

 

Основными критериями оценки качества результатов профориентационной работы в аспекте профессионального самоопределения являются компетенции профессионального самоопределения (адаптивные, социально-трудовые, интеллектуальные, поли- и социокультурные), психолого-педагогические компетенции (социальные/коммуникативные и организаторские, эмоциональные, аутопсихологические) и ИКТ (информационно-коммуникационные)-компетенции; ресурсное обеспечение профориентационной работы, коэффициент совпадение основных и дополнительных профессиональных выборов и образовательного маршрута.

Эффективность и качество любой работы, в том числе и профориентационной работы, во многом будет зависеть от верно определенных критериев, показателей и методик изучения. Педагогическим коллективам с целью определения качества профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях рекомендуем использовать критерии, показатели и методики изучения готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению как важнейшему результату (качеству) профориентационной работы, разработанные в НИО в рамках научных заданий государственной программы «Образование и здоровье» (Табл. 1 /Луцевич Л. В. №ГР 20063261 от 16.II.2006г.«Разработка методического пособия «Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития учащихся (аспект профессионального самоопределения)»).

В современных условиях перспективной задачей становится внедрение компьютерных технологий в мониторинговую деятельность – диагностика, обработка, систематизация и обобщение полученных данных. С целью внесения уточненных данных и корректив в эффективную организацию профориентационной поддержки взросления учащихся, как указывалось выше, подготовлены электронный вариант «Профориентационной карты учащегося», электронное справочно-методическое пособие «Путь к профессии» для старшеклассников. Программно-методический комплекс «Профиль» в 2007 году рекомендован Министерством образования для использования в качестве диагностического инструментария в аспекте профессионального самоопределения старшеклассников. Подпрограммы (тесты), входящие в программно-методический комплекс «Профиль», сгруппированы в блоки: «Направленность личности», «Свойства личности», «Когнитивная сфера личности». Предоставлена возможность вывода на печать результатов каждого теста, работа программы в локальной сети позволяет проводить обследование большого количества учащихся.

Полученные результаты сохраняются в базе данных для последующего использования в практической и аналитической деятельности.

 

 

Таблица 1

Перечень критериев, показателей и методик изучения готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению

Критерии

Показатели

Методики изучения

Компетенции профессионального самоопределения:

- адаптивные компетенции;

- социально-трудовые компетенции; 

 - интеллектуальные компетенции;

- поли- и социокультурные компетенции

 

Социально-личностные /психолого-педагогические компетенции: коммуникативные,  организаторские, ценоостно-смысловые, эмоциональные, аутопсихологические;

 

 

- ИКТ-(информационно-коммуникационные технологии) компетенции

- уровень сформированности социально-ценностных мотивов (долга, ответственности, достижения успеха, стремления к непрерывному образованию и самообразованию);

- уровень развития и сформированности социальных и эмоциональных способностей (способность принимать решения, способность работать в команде; принимать мнения других; сотрудничать в различных социальных и профессиональных группах; тактично отстаивать свою точку зрения; готовность к трудовой деятельности; к проектированию личностного плана; к использованию информационно- коммуникационных технологий и критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой; к постоянному расширению и углублению  функциональной грамотности;

- уровень освоения социальных ролей и позиций

Опросник приспособленности Х. Белла (авторы адаптации А. А. Рукавишников и М. В. Соколова);

трудовые ценностные ориентации старшеклассников (Е. Н. Павлютенков); ДДО

«ШТУР» - выявление уровня развития умственных способностей, 

Е. А. Климова; ОПГШ Йовайша и Голланда; «Карта интересов» А. Е. Голомштока; ПМК «Профиль» и «Профкарта»;  профориентационные игры; тест «Осознанность жизненных целей»; «Опросник профессиональных предпочтений Л. Г. Кабардовой»;  опросник по

схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП); «Теппинг-тест» Е. П. Ильина (Изучение силы нервной системы относительно возбуждения, характеристик работоспособности);

КОС; диагностика локуса контроля; анкета

«ВОЛ» А. А. Хохлова (волевая организация личности);

анкета, опрос, наблюдение

 

 

VIІ. Деятельность классного руководителя, педагога-психолога и социального педагога в контексте реализации целей, задач и принципов профориентационной работы в учреждениях образования.

 

В РЦПОМ разработан компьютеризованный комплекс психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся. Данный комплекс включает:

  1. Пакет психодиагностических методик «Профиль» - набор специализированных компьютерных тестовых заданий, предназначенных для выявления свойств личности, склонностей учащихся к той или иной профессиональной деятельности. Данный программный продукт может сыграть важную роль в профессиональном самоопределении личности выпускника школы. Следует учитывать тот факт, что компьютерная профдиагностика рассматривается не как разовый «замер» психологических особенностей учащихся, а как средство формирования реалистического представления о себе и как элемент систематической профориентационной работы в школе.

Специалисты РЦПОМ предлагают оптимальный набор психодиагностических средств, с помощью которых можно определить профессиональные интересы, склонности, мотивы выбора профессии, направленность и другие индивидуальные особенности личности.

Пакет психодиагностических методик «Профиль» прошел экспертизу, имеет гриф Министерства образования «Рекомендовано учреждением образования «Республиканский институт профессионального образования» в качестве электронного пособия для педагогов-психологов, социальных педагогов, специалистов учреждений образования, занимающихся профориентацией молодежи». Данный программный продукт апробирован и используется в профориентационной работе социально-педагогической и психологической службы  школ г.Минска и Республики Беларусь и получил положительные отзывы.

Пакет может использоваться:

  • в процессе психологического (психолого-педагогического) сопровождения профессионального самоопределения личности;
  • в профессиональном подборе и отборе.

Пакет «Профиль»позволяет:

  • автоматизировать профориентационную работу педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя;
  • сэкономить временные, трудовые, материальные затраты по обработке результатов диагностики;
  • проводить групповое обследование учащихся благодаря возможности работы в локальной сети;
  • накапливать информацию в базе данных для последующего использования в аналитической работе.

Подпрограммы (тесты), входящие в программный комплекс, сгруппированы в блоки: «Направленность личности», «Свойства личности», «Когнитивная сфера личности».

Блок «Направленность личности» включает в себя следующие тесты:

-    Дифференциально-диагностический опросник на 20 вопросов. Цель: определение склонности человека к работе в различных типах деятельности. Автор Е. А. Климов. Рекомендуется для учащихся 6-7-х классов. В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ. По окончании тестирования на экран автоматически выводятся результаты, которые отображаются в виде диаграммы. На диаграмме наглядно отображена степень склонности испытуемого к различным профессиональным сферам.

-    Дифференциально-диагностический опросник на 30 вопросов. Цель: изучение индивидуальных особенностей, склонностей к различным типам профессиональных занятий. Автор Е. А. Климов. Рекомендуется для учащихся 7-9-х классов. Включает в себя 30 вопросов. Результаты тестирования выводятся на экран в виде диаграммы, которая отображает степень склонности испытуемого к различным профессиональным сферам.

-    Карта интересов на 78 вопросов.  Цель: выявление индивидуальных особенностей профессиональных интересов испытуемого. Автор А. Е. Голомшток (модификация методики). Методика предназначена для учащихся 7-8-х классов. Включает в себя 78 вопросов, которые распределяются в пределах 13 видов деятельности: математика, химия, электрорадиотехника, техника, геология и география, биология и сельское хозяйство, филология и журналистика, история и общественная деятельность, педагогика и воспитательная работа, медицина и врачебная деятельность, труд и сфера обслуживания, искусство, военное дело. По окончании тестирования на экран автоматически выводятся результаты – количество баллов (от 0 до 100), набранных по каждой области деятельности, а также диаграммы, наглядно отображающие преобладание интересов и склонностей испытуемого к тем или иным областям деятельности.

-    Карта интересов на 90 вопросов.  Цель: выявление индивидуальных особенностей профессиональных интересов оптанта. Модификация методики А. Е. Голомштока. Предназначена для учащихся 8-9-х классов. Включает в себя 90 вопросов, распределенных в пределах 15-ти видов деятельности: физика, математика, электрорадиотехника, техника, химия, биология и сельское хозяйство, медицина, география и геология, история, филология и журналистика, искусство, педагогика, труд в сфере обслуживания, военное дело, спорт.

-    Карта интересов на 120 вопросов.  Цель: выявление индивидуальных особенностей профессиональных интересов учащихся. Модификация методики А. Е. Голомштока. Предназначена для учащихся 8-9-х классов. Опросник включает в себя 120 вопросов, которые распределяются в пределах 15-ти видов деятельности: математика, химия, биология и сельское хозяйство, геология и география, техника, радиотехника, журналистика и филология, право, история, педагогика, медицина, сфера бытовых услуг, военное дело и спорт, сценическое искусство, изобразительное искусство. Результаты тестирования — числовые значения и диаграммы, отражающие интересы и склонности испытуемого к указанным областям деятельности.

-    Карта интересов на 144 вопроса. Цель: выявление индивидуальных особенностей профессиональных интересов оптанта. Автор А. Е. Голомшток (модификация методики). Предназначена для учащихся 9-11-х классов. Допускается  применение методики и для взрослых до 35 лет. Опросник включает в себя 144 вопроса, которые распределяются в пределах 24 видов деятельности: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, лесное хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника. По окончании тестирования на экран выводятся результаты в виде диаграммы и количества баллов, набранных по каждой из 24 областей деятельности

-    Карта интересов на 174 вопроса. Цель: выявление индивидуальных особенностей профессиональных интересов испытуемых. Автор А. Е. Голомшток (модификация методики). Предназначена для учащихся 9-11-х классов. Допускается применение методики и для взрослых до 35 лет. Опросник включает 174 вопроса, которые распределяются в пределах 29 видов деятельности: биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, электрорадиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, авиация и морское дело, военные специалисты, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, право и юриспруденция, сфера обслуживания и торговля, математика, экономика, иностранный язык, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура и спорт. По окончании тестирования выдаются результаты – количество баллов (от 0 до 100), набранных по каждой области деятельности, и диаграммы, отображающие преобладание интересов и склонностей испытуемого к различным областям деятельности.

-    Тест Д. Голланда. Цель: выявление типа профессиональной направленности и профессионального развития личности. Автор Джон Голланд. Рекомендуется применять с 14-ти лет. В основу методики положена оценка профессионального личностного типа. Голланд выделял 6 типов: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистичный. Результаты тестирования представлены  в виде диаграммы, отображающей преобладание типов профессиональной направленности и профессионального развития личности.

-    Методика «Коммуникативные и организаторские склонности». Цель: изучение коммуникативных и организаторских склонностей, оценивается уровень этих склонностей — очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий. Авторы В. Синявский и Б. А. Федоришин. Методика базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях.

-    Опросник профессиональной готовности. Цель: получение информации о наличии, взаимном сочетании и эмоциональном подкреплении у испытуемого профессионально ориентированных умений и навыков. Автор Л. Н. Кабардова. Опросник предназначен для учащихся 9-11-х классов. Включает 50 высказываний, основанных на самооценке учащимися своих возможностей в реализации умений (учебных, трудовых, социальных, творческих и т. д.), пережитого в личном опыте эмоционального отношения. По окончании тестирования на экран автоматически выводятся результаты в виде 5-ти диаграмм, отражающих умение, отношение и желание испытуемых в каждой из профессиональных сфер: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ».

-    Ориентировочная анкета. Цель: изучение личной, коллективной, деловой направленности личности учащихся. Авторы В. Смекал и М. Кучер. Предназначена для учащихся 10-11-х классов и людей более старшего возраста. Результаты тестирования отображают степень направленности испытуемого на себя, на взаимодействие и на задачу — в баллах и словесно: высокая степень, выше среднего, средняя, ниже среднего, низкая.

-    Опросник профессиональных склонностей. Цель: определение профессиональных склонностей испытуемых к различным видам деятельности. Автор Л. А. Йовайша. Рекомендуется применять с 14 лет. По окончании тестирования выводятся результаты, оценивающие склонность испытуемого к работе с людьми, к умственным видам деятельности, к работе на производстве, к работе в сфере искусства, к подвижной работе, к планово-экономической деятельности — в баллах и словами: высокая степень, выше среднего, средняя, ниже среднего, низкая.

-    Методика мотивации потребности общения. Цель: изучение мнения, интересов и самооценок молодежи; позволяет шкалировать потребность в общении. Авторы М. Ю. Орлов, В. И. Шкуркин, Л. П. Орлов. Результаты тестирования выводятся в виде диаграммы, отражающей уровень потребности общения – низкий уровень, ниже среднего, средний, выше среднего или высший. Также приводится расшифровка полученных результатов.

-    Методика «Художественно-эстетическая потребность». Цель: определение степени выраженности художественно-эстетической потребности. Автор модификации Аванесов В. С. По окончании тестирования на экран автоматически выводится результат в виде диаграммы, отображающей степень выраженности художественно-эстетической потребности в баллах от 0 до 32.

-    Методика «Профессиональная идентичность». Цель: определение степени выраженности статуса профессиональной идентичности. Автор А. А. Азбель. Методика помогает учащимся определить, на какой из «ступеней» профессионального самоопределения они находятся, а заодно задуматься над своим отношением к проблемам своего профессионального выбора. Используется для выявления неопределенного, навязанного, сформированного состояния профессионального развития или  кризиса выбора (моратория).

-    Методика «Семь качеств личности». Цель: определить насколько ярко выражены качества личности, как они связаны с выбором профессии. В основу опросника положен фрагмент «Методики многофакторного исследования личности Р. Кеттела», модификация А. Г. Грецова. Используется для определения качеств личности по семи шкалам: «Замкнутость — общительность», «Эмоциональная неустойчивость — устойчивость», «Склонность к подчинению — к доминированию», «Сдержанность — экспрессивность», «Робость — смелость», «Доверчивость — подозрительность», «Уверенность в себе — тревожность».

-    Методика «Изучение мотивационно-потребностной сферы личности».Цель: изучение строения мотивационно-потребностной сферы (МПС) учащихся (студентов) методом тестирования. Результаты предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов (мастеров) учебных (академических) групп, социальных педагогов, педагогов-психологов. Оценивается значимость и устанавливается иерархическая соподчиненность 17-ти потребностей: в физическом совершенствовании; духовном совершенствовании; трудовой деятельности; дружбе; в эмоциональной близости; уважении и поддержке со стороны взрос­лых; уважении и поддержке со стороны родителей; уважении и поддержке со стороны сверстников; развлечениях; комфорте; познании; лидерстве; противоположном поле; оказании помощи окружающим людям; достижениях; автономии; престиже.

Блок «Свойства личности» составляют методики:

-    Личностный опросник А. С. Будасси. Цель: диагностика самооценки личности. Автор А. С. Будасси. Испытуемому предлагается перечень качеств, из которых надо выбрать список качеств, характеризующих положительные и отрицательные личностные свойства. По окончании тестирования на экран автоматически выводится результат, выражающий уровень самооценки испытуемого: адекватная самооценка, завышенная, заниженная.

-    Опросник «Оценка самочувствия, активности и настроения». Цель: оценка самочувствия, активности и настроения испытуемого в момент проведения тестирования. Авторы В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Шарай. Опросник предназначен для любого возраста. Включает в себя 30 признаков, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния, которые предлагается оценить по отношению к своему состоянию в момент проведения тестирования по 7-балльной шкале. По окончании тестирования на экран автоматически выводятся результаты, которые представлены в виде диаграммы, отражающей оценку настроения, самочувствия и активности по 7-балльной шкале.

-    Опросник Айзенка.  Цель: определение преобладающего типа темперамента, его выраженности; определение характеристик по шкалам: эмоциональной устойчивости–нейротизма, экстраверсии—интраверсии, лжи (искренности). Авторы Г. Айзенк, С. Айзенк. Опросник предназначен для любого возраста, включает 57 вопросов: 24 — по шкале экстраверсии, 24 — по шкале нейротизма и 9 — по шкале лжи. Результаты тестирования выводятся в виде шкалы, на которой отмечен тип темперамента испытуемого: флегматик, сангвиник, меланхолик или холерик. Также приводится количество баллов, набранных по шкалам лжи (от 0 до 9) и экстраверсии, нейротизма (от 0 до 24), расшифровка результатов тестирования.

-    Личностный опросник «Адаптивность».  Цель: глубокое изучение личностных качеств, выработка рекомендаций по профессиональному предназначению. Авторы А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин. Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы: достоверность, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность, личностный адаптивный потенциал. Результаты тестирования содержат диаграмму, отображающую количественную оценку по 5-ти шкалам, описание и интерпретацию шкал опросника.

-    Тест Шмишека (детский вариант). Цель: определение выраженности отдельных патологических черт характера. Автор Н. Шмишек. Тест содержит 88 вопросов, определяет 10 типов акцентуации личности: экзальтированная, дистимичная, возбудимая, демонстративная, циклотимическая, тревожная, педантичная, эмотивная, застревающая, гипертимическая. По окончании тестирования на экран автоматически выводится результат в виде диаграммы, на которой наглядно отображена степень выраженности (от 0 до 20 баллов) у испытуемого различных типов акцентуации личности.

-    Типология личности (тест Юнга). Цель: выявление типа личности – интроверсии, амбиверсии и экстраверсии. По окончании тестирования на экран автоматически выводятся результаты в виде диаграммы, отражающей степень выраженности какого-либо типа личности по 100- балльной шкале

-    Формула темперамента (А. Белов). Цель: оценка темперамента тестируемого – сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Методика позволяет выявить степень выраженности каждого типа темперамента в процентном соотношении индивидуально для каждого испытуемого.  По окончании тестирования на экран выводятся диаграмма, отражающая степень выраженности какого-либо темперамента по 100- балльной шкале.

Блок «Когнитивная сфера личности» включает в себя следующие тесты:

-    Методика «Логика связей». Цель: выявление того, в какой мере испытуемым доступно понимание абстрагированных типов связей между отдельными понятиями, а также распространение этого понимания на другие конкретные примеры. Кроме того, методика позволяет выяснить способность испытуемых логически мыслить, уметь различать типы связей, критически соотносить их между собой.

-    Тест Равена.Цель: изучение логичности мышления. Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии. По окончании тестирования на экран автоматически выводятся результаты - количество набранных баллов.

-    Тест Мюнстерберга. Целью методики является диагностика избирательности внимания. Среди буквенного текста необходимо найти слова, содержащие 5 букв и более. Оценивается количество найденных слов и количество ошибок. Время работы — 2 минуты. По окончании тестирования на экран выводятся результат, характеризующий показатель избирательности внимания.

-    Методика «Память на числа». Цель: оценка объема и точности кратковременной зрительной памяти. Испытуемому предоставляется 12 двузначных чисел на 20 сек. Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел.

-    Опросник типа мышления. Цель: определение ведущего типа мышления учащихся – предметно-действенного; абстрактно-символического; словесно-логического; наглядно-образного; креативности. Методика позволяет испытуемому соотнести свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Методика предназначена для подростков 14-17 лет. По окончании тестирования на экран автоматически выводятся результаты по шкалам, определяющим тип мышления (от 0 до 8 баллов).

-    Тест технического мышления (Беннета) служит для оценки технического мышления, умения читать чертежи, разбираться в схемах и работе технических устройств, решать физико-технические задачи. Предназначен для определения технических способностей у детей подросткового, юношеского возраста и взрослых. Содержит 70 заданий, требующих решения технических задач. В каждом задании испытуемые должны выбирать правильный ответ из трех вариантов. Длительность теста 25 минут. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Уровень технических способностей имеет пять градаций: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

  1. Программный продукт «Электронная профориентационная карта учащегося» — предназначен для проведения долговременной работы по изучению и формированию профессиональной направленности личности учащегося. Программный продукт дает возможность классным руководителям, педагогам-психологам, социальным педагогам на протяжении 5 лет вести профориентационные карты (профкарты) учащихся (успеваемость, интересы, склонности, психолого-педагогическая и медицинская информация), систематизировать и контролировать процесс профессионального самоопределения учащегося.

Программный продукт позволяет:

  • систематизировать и контролировать процесс профессионального самоопределения учащихся;
  • определить оптимально соответствующий профиль обучения;
  • составлять статистические отчеты по результатам профориентационной работы;
  • обеспечить преемственность профориентационной работы на протяжении 5 лет обучения;
  • следить за результативностью профориентационной работы в  школе.

Профкарта выявляет:

  • степень сформированности, устойчивости и обоснованности профиля обучения и профессионального выбора;
  • нуждающихся в профконсультации психолога или др. специалиста;
  • информированность учащихся о путях  получения профессий, связанных с выбранным профилем;
  • ошибки при выборе профессии.

Данный программный продукт реализует возможность ведения профкарты учащихся на протяжении 5 лет — с 7 по 11 класс. При этом ежегодно в карту добавляется новая информация: успеваемость, увлечения, выбор будущей профессии, результаты тестирования, медицинские противопоказания и др. Организовано взаимодействие с пакетом психодиагностических методик «Профиль»: результаты проведенного тестирования автоматически заносятся в карту каждого учащегося. Возможность одновременного хранения анкетных данных, успеваемости, психологической, медицинской информации позволяет избежать затрат времени на ввод одних и тех же данных, а также позволяет комплексно и полно использовать имеющиеся данные. Программа предоставляет возможность генерации статистических отчетов (о не определившихся с выбором учащихся, о профессиональных планах, распределение по профилям обучения и др.). Возможность хранения накапливаемых данных существенно облегчает написание характеристик, отчетов и т.п. Плюсом данной версии программы является возможность работы в локальной сети, что значительно ускоряет процесс заполнения карты по целым классам, существенно сокращает время на проведение тестирования, анкетирования, а также на обработку и оформление их результатов. Разграничение прав администратора и учащегося позволяет защитить базу данных программы от несанкционированного доступа и эффективно использовать программный продукт «Электронная профориентационная карта учащегося» в учебных компьютерных классах.

Применение программных разработок РЦПОМ в деятельности социально-психологической службы учреждений образования будет способствовать оптимизации работы, снижению временных затрат, а также стимулированию учащихся к самопознанию.

Данные программные продукты апробированы и установлены во многих школах г. Минска, ряде школ республики и получили положительные отзывы.

Учреждение «Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи» предлагает вышеописанные программы для внедрения в работу учреждений образования. Специалисты РЦПОМ окажут содействие в установке, сопровождении программ, проведут обучающие семинары.

 

[1] «Советская Беларусь» от 22.07.08г.

[2] Кооп, У. Профориентация и рынок труда. Перспективы /У.Кооп //Вопросы образования / ЮНЕСКО. – 1990. - №1. – С.47.

[3] Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» /Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 г.г. – Мн., 2007. – с.

 

[4] Олекс О.А. Теория и отечественный опыт стандартизации образования в Республике Беларусь (к проблеме разработки классификаторов специальностей и квалификаций)/О.А.Олекс. – Мн.: УП «Технопринт», 2002г. – С.168.

[5] Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования //Стандарты и мониторинг в образовании. – 1999. - №2. – С.30

[6] При  разработке данного раздела методических рекомендаций использованы материалы пособий: Степаненков Н.К. Педагогика школы; Кухарчук А.М., В.В.Лях, А.Б.Широкова «Человек и его профессия», Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Минск, «Современное слово», 2006; Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьникиков: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации профильного обучения школьников /Чистякова С.Н. – М.: Изд.центр «Академия», 2005. – 128с. и Черниковой Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб. пособие / Черникова Т.В. – М.: Глобус, 2006. – 256с.

[7] Луцевич Л.В. «Разработка программы психолого-педагогического сопровождения личностного развития учащихся и пакета диагностических методик» (№ГР 20063261 от 16.II.2006г.)

 

[8] Путь к профессии. Луцевич Л.В., Муха В.В., Германова В.В., Арловский Д.С. Электронное справочно-методическое пособие / Луцевич Л.В. №ГР 20063261 от 16.II.2006г. «Разработка методического пособия «Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития учащихся (аспект профессионального самоопределения)»