Как предупредить детский травматизм?

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ?

Одной из серьезных проблем современного общества считается детский травматизм. Профилактика детского травматизма выступает как основной метод обеспечения безопасности жизни и деятельности каждого ребенка. Между тем значение этой проблемы в обществе зачастую недооценивается.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА

Социальное значение проблемы очевидно. Ее решение находится на границе между традиционными медицинскими методами лечения и педагогическими науками. Первые направлены на устранение последствий, которые вызывает детский травматизм. Профилактика детского травматизма относится к научной педагогической сфере. В ней предусматриваются меры, направленные на предупреждение опасных ситуаций. Гуманистический характер проблемы выражен в формировании ответственного отношения к личной безопасности. Необходимо сказать, что травматизм представляет собой комплексное понятие. Оно не только рассматривается с точки зрения традиционной медицины в узком смысле, но и предполагает нарушения, приводящие к расстройству соматического и психического здоровья.

ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИКИ

Мероприятия по профилактике детского травматизма направлены на снижение смертности и заболеваемости лиц младшего возраста. Среди них особое значение имеет предупреждение несчастных случаев. Они создают главную опасность для здоровья молодого поколения. Травматизм выступает в качестве основной причины смертности детей от 3 лет. Гибель в несчастных случаях или получение серьезных повреждений наступает чаще, чем от всех существующих заболеваний вместе. Особенно угрожающими являются цифры статистики смертности лиц младшего возраста при ДТП. В связи с этим профилактика детского дорожно-транспортного травматизма включена в качестве обязательного раздела в систему начального и общего образования и воспитания. Выработка навыков и формирование правильной модели поведения обучающихся осуществляются по специально разработанным планам.  

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ?

Профилактика детского травматизма включает в себя: Выработку навыков безопасной деятельности и поведения. Детский травматизм и его профилактика являются предметом исследования множества организаций, функционирующих в сфере здравоохранения. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма способствует выработке навыков рационального и безопасного поведения. Большое практическое значение имеют занятия на улице. Дети в таких случаях участвуют в реальных ситуациях на дороге, самостоятельно принимают решения. Программа профилактики детского дорожного травматизма включает в себя теоретические занятия, оценку полученных знаний и их практическое применение под наблюдением взрослых.Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная
проблема, особенно в период летних каникул, когда дети больше
располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без
присмотра взрослых.
Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины,
вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней
среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное
поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.
Естественно, возникновению травм способствуют и психологические
особенности детей: любознательность, большая подвижность,
эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие
чувства опасности.
Причины детского травматизма:
1 На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы:
порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на
деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек,
досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях,
лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных
горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким
дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда
и не посыпанным спец.составом;
2. На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игрна неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли
металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками
сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии
ямок и выбоин на участке;3. На третьем месте – травмы при прикосновении в морозный день к
металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с
горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя;
травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега
в период оттепели;
4. На четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в
группах; травмирование при ДТП. Нередки и электротравмы.
Падение - распространенная причина ушибов, переломов костей и серьезных
травм головы. Их можно предотвратить, если:
-не разрешать детям лазить в опасных местах;
-устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах.

Из всевозможных травм на травму, полученную в ДТП, приходится каждая
двухсотая. Но последствия их очень серьезны.
Дети должны знать и соблюдать следующие правила, когда переходят
дорогу:
 остановиться на обочине; посмотреть в обе стороны;
 перед тем как переходить дорогу, убедиться, что машин или других
транспортных средств на дороге нет;
 переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребенка
старшего возраста;
 идти, но ни в коем случае не бежать;
 переходить дорогу только в установленных местах на зеленый
сигнал светофора;
 на дорогу надо выходить спокойно, сосредоточенно, уверенно и
так, чтобы водитель видел тебя;
 переходить дорогу надо по перпендикуляру к оси, а не по
диагонали;
 если транспортный поток застал на середине дороги, следует
остановиться и не паниковать;
 маленького ребенка переводить через дорогу надо только за руку;
 надо научить ребенка не поддаваться "стадному" чувству при
переходе улицы группой;
 детям нельзя играть возле дороги, особенно с мячом;
 Во избежание несчастных случаев детей нужно учить ходить по
тротуарам лицом к автомобильному движению.
В детском саду проводится работа по предупреждению детскоготравматизма.
Большое внимание уделяется ознакомлению педагогов не только со
статистикой травмирования детей, но и к анализу причин травм
воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации
прогулок, труда в природе и т.д.)
Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детском саду
предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее
важных:
1) Направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения
распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;
2) Устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь
ребенка.



БЕЗОПАСНОСТЬ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Профилактика детского травматизма на дорогах проводится с участием родителей, педагогов, воспитателей, работников правоохранительных органов. Обеспечение же безопасности в быту лежит преимущественно на взрослых членах семьи. В связи с этим разъяснительная работа должна проводиться в первую очередь с родителями, дедушками и бабушками, старшими братьями и сестрами. Необходимо, чтобы они выработали определенные правила поведения ребенка в домашних условиях на случай отсутствия взрослых. Кроме того, особое внимание следует уделять разнообразным устройствам, обеспечивающим безопасность детей в быту. К ним, в частности, относят детекторы дыма, предупреждающие сигналы, датчики блокировки и пр.Работа с родителями по профилактике детского травматизма. Для благополучия ребенка очень
важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем,
связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках
детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации
могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны
подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.
Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы
безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной
проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить
прежде всего в семье.
Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для
подражания

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ БЕЗОПАСНОСТИ

Кроме этого, особое значение имеет пропаганда защитных средств. К примеру, в ходе одной из кампаний разъяснялась необходимость использования велосипедных шлемов для детей младшего возраста. Другой проект был ориентирован на повышение частоты использования автомобильных удерживающих устройств, ремней безопасности. Популяризация применения средств защиты может осуществляться разными способами. Однако проект реализации любой программы должен включать в себя профессиональные консультации с помощью разных информационно-коммуникационных систем. Профилактика детского травматизма в школе или ином другом образовательно-воспитательном учреждении, несомненно, имеет большое значение. Однако немаловажно обеспечивать поддержку гражданам путем посещения их жилища. В рамках такой деятельности проводится оценка безопасности бытовых условий, профессиональное консультирование. Как показывают результаты анализа, такие программы дают положительный эффект и способствуют изменению поведения и детей, и взрослых. В ходе данной деятельности можно предоставлять бесплатно защитные приспособления для домашнего использования.

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ИГРОВЫХ ПЛОЩАДКАХ

Дети, как известно, очень активны и зачастую забывают о вероятности получить травму. Для обеспечения безопасности при обустройстве детских площадок должны использоваться определенные материалы. Снижению травматизма способствует резиновое покрытие дорожек, уменьшение высоты горизонтальных перекладин. Все конструкции, устанавливаемые на площадках, должны проходить инженерно-техническую, экологическую экспертизу. Как показывают результаты ряда научных исследований, использование емкостей с крышками, недоступными для открывания детьми, способствует существенному снижению количества случаев отравлений (со смертельным исходом в том числе). В рамках программ профилактики травматизма также вводятся нормативы по конструктивной безопасности таких изделий, как холодильники, телевизоры, микроволновые печи, детские кроватки и пр.В летнее время зоной повышенной опасности становятся детские площадки,
а особенно качели. Если ребенок упал с качели, он должен прижаться к земле
и подальше отползти, чтобы избежать дополнительного удара.Добровольный прыжок с качели никогда не заканчивается безопасным
приземлением на ноги. От резкого касания с грунтом - перелом лодыжек,
берцовых костей, вывих голеностопных суставов.
Разбитое стекло может стать причиной порезов, потери крови и заражения.
Стеклянные бутылки нужно держать подальше от детей и младенцев. Нужно
учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу.
Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать в недоступных для детей
местах. Старших детей надо научить осторожному обращению с этими
предметами.
Можно избежать многих травм, если объяснять детям, что бросаться
камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами
очень опасно.
Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать источником
заражения ран. Таких предметов не должно быть на детских игровых
площадках.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Правила, которые закрепляются нормативно-правовыми актами, считаются наиболее эффективными из всех. Преимущественно они касаются безопасности на дорогах. В частности, в ПДД закрепляются требования по использованию удерживающих устройств, ремней безопасности. В законодательстве прописываются правила езды на велосипеде. Нормативные акты предусматривают определенную ответственность за нарушение установленных требований. Наказание при этом будет зависеть от тяжести совершенного проступка. В законодательстве предусматриваются штрафы, лишение водительских прав, уголовная ответственность например. Как показывают наблюдения, такая система наказаний способствует снижению травматизма, заставляет участников движения с большим вниманием относиться к своему поведению и действиям других людей. Законодательные меры, которые касаются применения к лицам младшего возраста средств безопасности в автомобиле, изначально были введены для защиты наиболее уязвимых категорий граждан.

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

Детский травматизм особенно высок в летний период. При этом каникулы не всегда совпадают с отпусками взрослых. В этой связи определенное время дети могут находиться без присмотра взрослых. В настоящее время в рамках мер по повышению безопасности лиц младшего возраста достаточно мало внимания уделяется правилам поведения на воде. Между тем, по статистике, в летний период значительно повышается смертность при утоплении. Для снижения травматизма на воде должны осуществляться: Обучение правилам поведения в пределах акватории. Надзор за детьми. Сооружение ограждений вокруг открытых водных источников, принятие соответствующих законов. Целесообразно записать ребенка в плавательную секцию. Тренеры не только научат его свободно чувствовать себя в воде, но и сформируют у него понимание правильного поведения во время купания, в том числе при возникновении непредвиденных ситуаций.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Травматизм среди детей выступает сегодня как одна из ведущих проблем в обществе. Ее решение требует особого, комплексного подхода. Обеспечение безопасности каждого ребенка должно осуществляться всеми взрослыми, с которыми он в той или иной степени контактирует. Ключевая роль при этом, несомненно, принадлежит семье. Вместе с этим немаловажное значение имеет участие ДОУ и общеобразовательного учреждения. Они должны способствовать формированию у ребенка правильной модели поведения, понимания необходимости соблюдать требования.