Безопасность дорожного движения в темное время суток

Безопасность пешеходов на зимней дороге!

Как известно, темная дорога требует от каждого участника дорожного движения – и пешехода,  и водителя особой осторожности и повышенного внимания. Это трудный период и для ходьбы, и для поездок.

Причиной значительного числа наездов на пешеходов в тёмное время суток является их внезапное возникновение на проезжей части в неустановленном месте. Неосвещённые участки дорог, ослепление водителей светом встречных транспортных средств играют против нарушителей.

Для того чтобы этого не случилось, мы еще раз повторим важность применения пешеходом световозвращающих элементов  в темное время суток, а также нормы безопасного поведения при движении в легковом автомобиле и значение ремней безопасности.

Частые причины ДТП:

Наиболее частой причиной гибели и ранения участников дорожного движения (неопытных водителей, пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов и пассажиров) является нарушение ими требований правил дорожного движения, к которым, в первую очередь, относятся: управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, превышение водителями установленной скорости движения, несоблюдение правил пользования ремнями безопасности либо мотошлемами, а также необозначение пешеходами себя в темное время суток световозвращающими элементами.

Пешеход - самый массовый участник дорожного движения, согласно требованиям Правил дорожного движения, наделенный правами и обязанностями. Статистика аварийности свидетельствует о том, что преобладающим видом дорожно-транспортных происшествий являются наезды на пешеходов. Причин наездов на пешеходов много, но одними из главных являются невыполнение ими своих обязанностей и незнание навыков безопасного поведения на дорогах.

Основными причинами ДТП по вине пешеходов являются:

  • переход дороги в неустановленном месте;
  • неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за транспорта или других препятствий перед близко идущим транспортом;
  • отсутствие световозвращающих элементов на одежде в условиях сумерек,
  • игнорирование сигналов светофора;
  • алкогольное опьянение.

Особенности ДТП, совершаемых в темное время суток:

Число ДТП, совершенных в темное время суток, достигает 40 – 50% от всего общего количества, тогда как интенсивность движения в это же время снижается от 70 до 95% по сравнению со среднесуточным значением.

В темное время суток в 100 ДТП погибает в среднем 46 человек, а в светлое – 28. В темное время суток на одного погибшего приходится 5,5 раненых, а в светлое – 8,8.

Грубое нарушение Правил дорожного движения пешеходами, невнимательность и спешка, незнание навыков безопасного поведения на дорогах стали причиной многих дорожно-транспортных происшествий.

Большая часть ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток, на неосвещенных или мало освещенных участках дорог вблизи населенных пунктов.Особенно опасно пересекать проезжую часть дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, поскольку пешеход видит автомобиль с включенными фарами, а водитель может не заметить пешехода

Как показывают исследования, на 90% действия водителя зависят от получаемой им визуальной информации. В тёмное время человеческий глаз воспринимает лишь 5% от того, что он в состоянии различить днём.

Поэтому именно в этот период времени фиксируется немалая часть дорожных аварий, среди которых преобладающее число - это наезды транспортных средств на пешеходов и велосипедистов, когда водитель, в силу различных обстоятельств, слишком поздно обнаруживает идущего и едущего на велосипеде по дороге человека.

Основной причиной такого положения является проблема своевременного обнаружения водителем пешеходов и велосипедистов на проезжей части в тёмное время суток, особенно, если они одеты в тёмную одежду, которая сливается с фоном дорожного полотна и окружающей обстановкой, а в городских условиях эта проблема усугубляется визуальным шумом, интенсивным светом фар от встречного транспортного потока. Ограничения скорости движения не является панацеей, так как очень часто в реальности водитель замечает пешехода на проезжей части с расстояния не более чем в 25 – 30 м, и даже при скорости движения 50 км/ч остановочный путь автомобиля превышает данную дистанцию. 

Многие пешеходы не обозначают себя световозвращающими элементами, чем подвергают себя опасности, так как водитель заметит их только в тот момент, когда пешеход будет освещен светом фар транспортного средства. Если пешеход одет в темную одежду, то она поглощает свет и, как правило, менее заметна для водителя.

Можно сделать вывод, что ситуацию можно значительно улучшить, если сделать пешеходов заметными на дороге круглые сутки.

Для того чтобы улучшить видимость человека на дороге в темное время суток пешеходу необходимо обозначить себя световозвращающими элементами. Обозначенный пешеход виден в ближнем свете фар на расстоянии 140-150 метров, в дальнем - 300-400 метров. И водитель может предотвратить наезд на него, т.е. снизить скорость движения, быть более внимательным и т.д.

Необходимость обязательного обозначения пешеходов световозвращающими элементами в темное время суток установлена требованием Правил дорожного движения (пункт 17.1).

Перед тем как выйти на проезжую часть пешеход должен убедиться в отсутствии транспортных средств или правильно оценить расстояние до приближающихся транспортных средств, и их скорость. Безопасным на загородной дороге является удаление транспортных средств на расстоянии 150-200 метров, в населенном пункте 100-150 метров.

Переходя проезжую часть дороги, пешеход не должен замедлять движение или останавливаться на ней, поскольку это повышает опасность наезда. В местах, где отсутствуют тротуары или обочины пешеходы могут двигаться по проезжей части  навстречу потоку транспортных средств, чтобы видеть приближающийся автомобиль и своевременно уступить ему дорогу. В таких случаях пешеход должен идти как можно ближе к краю проезжей части, чтобы занимать минимальное пространство и не препятствовать движению транспортных средств.

Ответственность пешеходов согласно Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь такова: если пешеход в темное время суток движется по проезжей части, не обозначив себя фликером, то к нему применяется наказание в виде предупреждения либо штраф в размере от 1 до 3 базовых величин, а если нарушение им правил дорожного движения повлекло создание аварийной ситуации, то размер штрафа составляет от 3 до 8 базовых величин. На сумму от 3 до 5 базовых величин штрафуется пешеход, если он находится на дороге в состоянии алкогольного опьянения. В случае если нарушение правил дорожного движения повлекло причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, виновный подвергается штрафу в размере от 5 до 20 базовых величин.

Помните, Ваша безопасность на дороге, прежде всего, в Ваших руках!!

В сентябре каждое третье ДТП с пострадавшими произошло с участием пешехода или велосипедиста. 80% наездов совершены в темное время суток.

В первый осенний месяц текущего года совершено 88 наездов на пешеходов и 25 - на велосипедистов. Половина пешеходных трагедий произошла по вине самих пешеходов. Как результат, только в сентябре из-за собственной беспечности 16 пешеходов погибли, еще 28 получили травмы. В каждом третьем случае пешеходы находились в состоянии опьянения. Велосипедисты стали виновниками ДТП в 11 случаях, 3 погибли, 9 пострадали.

С каждым днем наступившей осени проблема гибели и травмирования людей на темной дороге становится все актуальнее. В связи с этим Госавтоинспекция в очередной раз напоминает, что пешеходы должны двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам, и только при их отсутствии - по обочине. В случае невозможности движения по обочине (размыты, заснежены) разрешено идти по краю проезжей части, но обязательно навстречу транспортным средствам. Это позволит увидеть приближающийся автомобиль и своевременно отреагировать на опасность. При этом в темное время суток, а также в условиях ограниченной видимости необходимо обязательно обозначить себя световозвращающими элементами. Фликеры должны быть видны водителю, а не закрыты складками одежды. Велосипедистам и возчикам гужевых повозок рекомендуется надевать жилеты повышенной видимости.

Световозвращатели (фликеры) позволяют пешеходу «светиться» в ближнем свете фар на расстоянии 130-140 метров, а при движении с дальним светом расстояние увеличивается до 400 метров. Так что у водителя появляется реальная возможность избежать наезда на человека.

Переходить дорогу необходимо чрезвычайно внимательно и только в установленных местах. На пешеходном переходе, перед выходом на проезжую часть убедиться в безопасности. А это значит остановиться, посмотреть по сторонам, прекратить разговоры по телефону, отключить или снять наушники. Убедиться, что водители вас заметили и успели остановить транспортное средство.

В свою очередь водители должны проявлять повышенное внимание при проезде пешеходных переходов и движении по трассам вблизи населенных пунктов.

Минимальный размер штрафа за игнорирование световозвращающих элементов - 21 рубль. Это больше суммы, за которую можно купить десяток фликеров. А пользу и спасенную жизнь не измеришь никакими деньгами!

Берегите себя, носите фликеры!